ЗАДАНИЕ НА ПОНИМАНИЕ
Куценко Елена, Иванов Дмитрий
ФГОС: краткий толковый словарь понятий
Говоря о перспективах модернизации школы, чаще всего упоминают
стандарты нового поколения: какие изменения они принесут, что нового
в требованиях, какие способы проверки нам грозят. Учителя нервно
скупают в книжных магазинах и разыскивают в интернете рекомендации по
новым формам работы и отчетности. И только в одной сфере сохраняется
почти полное молчание – в области основополагающих понятий.
«Стандарт направлен на обеспечение... условий для индивидуального
развития всех обучающихся», «Системно-деятельностный подход
предполагает: ...ориентацию на результаты образования
как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности
обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий,
познания и освоения мира составляет цель и основной результат
образования». А уверены ли все участники процесса модернизации –
от учителей до архитекторов этого колоссального проекта, – что мы
одинаково понимаем эти термины? Судя по отсутствию масштабной
просветительской кампании, идеологи модернизации оптимистично верят в
это. Или не считают существенным подобный разговор
с исполнителями-учителями.
Поскольку мы заинтересованы, чтобы продекларированные ценности на самом
деле пришли в школу, предлагаем тем, кто хотел бы уточнить свои
представления об основных понятиях, но не имеет возможности подробно
изучить множество философско-педагогической литературы, несколько
статей-диалогов. Один из наших авторов, Дмитрий Иванов, ведущий научный
сотрудник Педагогической академии последипломного образования, много
лет занимающийся аналитической и экспертной деятельностью, собрал
основные понятия и изложил свою точку зрения по некоторым вопросам
современного образования. А мы с карандашом в руках читали и задавали
вопросы автору с точки зрения практикующего учителя, чтобы понять, как
изложенное соотносится со школьной реальностью.
Развитие человека
Что такое
развитие...
В истории философской и психолого-педагогической мысли
наиболее известны две основные, противоположные по содержанию, идеи
развития человека. Все остальные – производные от них.
Первая говорит, что суть человеческой личности полностью определяется
тем, что ему передается и им усваивается в процессе обучения,
образования, воспитания. Человек – это «tabula rasa», «чистая доска»
(Аристотель, Д.Локк, Я.А.Коменский) или сосуд, который надо наполнить
знаниями и привести к «всесторонней культуре духа». (Я.А.Коменский).
Образование (обучение), социальная среда становится с этой точки зрения
сущностью развития человека.
Вопрос к автору:
Интересно, как это отпечаталось на нашей школе, которая, как известно,
выросла из школы Коменского? Длинный список обязательных для всех
предметов – это чтобы вырастить универсальную личность?
Д.И.
Идея «гармонически развитой личности» очень похожа на идею Коменского о
«всесторонней культуре духа». Большинство считают, что усвоение
школьной программы в полном объеме каждому ученику позволит стать
культурным человеком (гармонично развитой личностью). В то же время
многие учителя считают, что школьники не умеют применять полученные
знания на практике. Их надо этому учить. Получается, что быть
культурным человеком и использовать знания для своей жизни – вещи
совершенно разные. С этим трудно согласиться.
Согласно другой идее природа активности человека в нем самом,
в его природных задатках, индивидуальности, в его «Я» (И.-Ф. Гербарт,
Р. Штейнер, А.Г. Маслоу, К. Роджерс). Разворачивание природных задатков
человека и есть суть его развития. Образование приспосабливается к
индивидуальным особенностям человека, стимулирует их появление и
социализирует их, придавая им культурную форму, ничего принципиально в
них не меняя.
Вопрос к автору:
Следуя этим основаниям, ярко выраженному гуманитарию преподавать
геометрию не надо, все равно бесполезно? Будь я школьницей, такая идея
привела бы меня в восторг, но сейчас она вызывает у меня
вопросы.
Д.И. Таким
образом, как геометрия преподается в традиционной школе, на мой взгляд,
конечно не надо. А вот если преподавать геометрию как освоение способов
работы с пространством, то это может помочь проявиться будущим
дизайнерам, инженерам, архитекторам и даже философам.
Третья идея пытается снять противоречия между первыми двумя и
объяснить сущность человека на основе его естественного созревания и
обучения, находящимися в постоянном взаимодействии. На ней, в
частности, основывается школа развивающего обучения. Согласно этой идее
обучение способствует развитию, но и зависит от него.
Обучение применимо лишь к тому, что способно развиваться и уже
развилось до определенной степени.
Согласно четвертой идее развитие протекает в форме обучения и
воспитания. Обучению придается центральное значение как главному
формирующему фактору. Считается, что если учат, то это автоматически
ведет за собой развитие. Итак, рассмотрев основные идеи, можно
определиться, что мы подразумеваем, говоря о развитии.
Вопрос к автору:
То есть теперь речь пойдет о том, «как на самом деле»? Или это попытка
объединить все четыре?
Д.И.
Ни то ни другое. Все предыдущие точки зрения и рассуждения помогают
выработать свое понимание проблемы.Всякое ли изменение есть «развитие»?
Сегодня ребенок одного роста, а когда подрос на два сантиметра, он
развился? Селекционер привил ветку к дереву. Произошло ли
развитие?
– Свое понимание
проблемы действительно отчетливее прорисовывается, когда прочитаешь о
разных взглядах на развитие. Пришли к тебе первоклашки, все удивительно
разные. Неужели их можно считать «чистой доской»? И потом, когда
склонности и таланты начнут проявляться, дать ли им расти на свободе
или тянуть изо всех сил в ту сторону, куда природа отмерила больше? А
если у него способности к математике, а рвется ребенок играть в театре?
И оправданны ли такие усилия, или ребенок все равно развивается по
своей траектории? По ходу жизни мы опосредованно отвечаем на эти
вопросы: настойчиво советуем, предлагаем пойти в кружок, ругаем, что
зарывает талант в землю…
Теперь же наши стратегии
могут стать более последовательными. Особенно если продолжить это
трудное чтение и разобраться не только с тем, что такое развитие, но и
как оно происходит.
Механизмы развития
На основании изложенного можно сформулировать несколько
основных вариантов механизма развития.
Вариант 1: каждый человек имеет примерно одинаковый состав
«задатков», но развиваются лишь те, для которых есть благоприятная
среда: среда – источник развития.
Вопрос к автору:
Что такое среда применительно к школьному образованию?
Д.И.
Это книги, люди, школьный музей и театр, лаборатории, уклад,
мастерские, поездки... одним словом, все, что позволяет ученику
находить свой интерес, повышать самооценку, выбирать виды и формы
работы и деятельности, занимать разные роли и позиции, пробуя себя в
них, самостоятельно что-то делать, самому оценивать результат,
совершенствовать свои умения по известным ему критериям, получать
удовлетворение от процесса обучения.
Вариант 2: развитие в соответствии с гипотезой о так
называемых «сенситивных периодах» в процессе взросления. Именно они
определяют, что разовьется у ребенка, если внешнее воздействие было
приложено в этот период. Подобная модель базируется на предположении,
что у каждого человека в потенции присутствуют все возможные
способности.
Вопрос к автору: То есть все
изначально одарены одинаково, и если человек фальшиво поет, с трудом
считает в уме, плохо формулирует свои мысли, означает, что в детстве
взрослые просто упустили нужные моменты?
Д.И. Именно
так (с точки зрения этой идеи)!
Вариант 3: каждый человек имеет уникальный, неповторимый
состав задатков. Так же как и в первом варианте, развиваются лишь те,
для которых есть благоприятная среда; она может оказаться нейтральной
или даже угнетающей по отношению к природным дарованиям человека, но не
может принципиально изменить их.
Вопросы к
автору: Способности, значит, выдают при рождении не поровну. И есть
люди, у которых, лови не лови сенситивный период, талант к рисованию,
например, не вырастишь.
Д.И. Думаю, что
да.
– А что касается
препятствования развитию, об этом в школе вообще почти никогда не
говорится, не учитывается как фактор. Мы, по умолчанию, считаем, что у
развития бывает только положительная динамика.
Д.И. Между тем
Маслоу писал:
«...человеческая природа чрезвычайно податлива, податлива в том смысле,
что культура и среда с легкой небрежностью угнетают или даже убивают в
нас присущий нам генетический потенциал, но они не в состоянии породить
его или усилить». (Мотивация и личность.)
– Вот с этим я
полностью согласна. Сломать, заглушить имеющийся дар можно легко. Даже
без злого умысла, даже не заметив, как мы это сделали. А вот
«вырастить» то, что не заложено природой или отпущено очень скупо, – я
бы не взялась. Тогда, с одной стороны, встает вопрос о диагностике.
Ведь взрослому легко будет оправдать свою педагогическую нерадивость
отсутствием способностей у ребенка. С другой – о конечном результате
обучения, о стандарте. Мы переломаем всего ребенка, дотягивая до
положенного уровня то, чего у него нет изначально, и похороним в этих
сизифовых усилиях то, что в нем заложено на самом деле...
Вариант
4: каждый человек имеет уникальный, неповторимый состав задатков,
которые становятся своеобразным фильтром, отбирающим из внешней среды
лишь те факторы, которые способствуют их развитию: задатки – источник
развития.
С этой точки зрения что конкретно человек выберет из окружающей его
среды – чему он научится, – зависит не столько от обучения, сколько от
индивидуальных врожденных особенностей человека.
Вопрос к автору:
Чем этот механизм отличается от предыдущего?
Д.И.
Здесь делается акцент не на среде, которая либо способствует развитию,
либо препятствует ему, а на самой индивидуальности человека как
активном начале.
Возможно, именно индивидуальность человека (его генотип) неявно
определяет выбор того или иного образа жизни, профессиональной
деятельности и даже характер его проблем и конфликтных ситуаций, в
которые он попадает в течение жизни. С этой точки зрения можно даже
сказать, что индивидуальность и есть судьба, поскольку человек не может
принципиально изменить заложенную в нем программу.
Вопрос к автору:
Как-то безнадежно звучит. А как же свобода воли? Или есть все-таки
смысл преобразовывать в себе то, что не нравится, корректировать
индивидуальные качества, «выданные в пользование» при рождении? Иначе
ценность саморазвития теряет смысл: плыви себе, куда «программа
тащит».
Д.И. Дело в
том, что когда «программа тащит», это уже большая удача для человека.
Главное не мешать, иначе, как показывает жизнь, может быть очень плохо.
Чаще бывает, что программа молчит, и человек не может определить свое
предназначение. Человек не оказался рядом с той культурой, с той
деятельностью, на которую откликнулась бы его программа. Результат –
тотальная неудовлетворенность жизнью.
Теперь несколько слов о «свободе воли». С одной стороны, с точки
зрения этой идеи никакой свободы воли не существует. Выбора у человека
нет! В том смысле, что он действует только одним-единственным образом,
какой ему вменен в данный момент жизни всем устройством его
индивидуальности, личности, характера (как следствия его программы),
его ценностями, верой или неверием, умениями, оценками, комплексами,
страхами, отвагой. И другим образом в данный момент он действовать не
может. С другой стороны, можно сказать, что свобода воли существует, но
только в рамках программы. Например, один будет прилагать усилия для
преодоления своего комплекса неполноценности и преодолеет его, а другой
так и будет с ним жить, отравляя жизнь себе и близким людям...
Селестен Френе писал: «Ребенок сам строит свою личность, а мы ему в
этом только помогаем. Мы (имеется в виду школа, обучение. – Д.И.) лишь
расчищаем для них дорогу, и каждый выберет свою, отвечающую
индивидуальным склонностям, вкусам и запросам».
– С этим трудно
не согласиться. Но одно дело, когда читаешь довольно отстраненно,
другое – если проецировать это на свою ежедневную практику. Получается,
что большая часть происходящего в школе никак не способствует развитию
ребенка. Вне зависимости от того, какие развивающие цели мы ставим, акт
(или скачок?) развития способностей произойдет только если сойдутся
ищущий питательную среду интерес ребенка и эта самая среда. В виде
человека, книги, ситуации. Придется признать, что школьное образование,
конечно, «не заточено» под продуцирование таких встреч. Кстати, как
соотносится образование с развитием? Запланируем следующий разговор в
том числе и об этом.
Беседовала Елена КУЦЕНКО
Глоссарий. список Понятий краткого словаря
Здесь перечислены понятия, собранные и рассмотренные автором
краткого
словаря. Некоторые из них станут поводом для наших с ним диалогов. Если
вы хотите разобраться в каком-то из понятий, пишите нам, пожалуйста.
Развитие человека
Образовательный стандарт
Понятие
Знание и информация
Культура
Образование
Образовательная среда
Развивающая среда
Обучение
Воспитание
Деятельность. Состав и структура деятельности. Деятельность и
активность (функционирование)
Виды деятельности
Учебная деятельность
Продуктивная учебная деятельность
Учебная задача
Системо-деятельностный подход в образовании
Организация своей деятельности
Проектный метод в образовании
Рефлексия
Урочная и внеурочная деятельность
Компетенция
Виды компетенций
Ключевые компетенции
Компетентностная модель выпускника или социальный заказ на образование
Метапредметные образовательные результаты – универсальные учебные
действия
Универсальные учебные действия
(из текста новых ФГОС)
Оценивание в образовании
Критериальное оценивание образовательных результатов
Качество образования
Оценка качества образования
Управление качеством образования
Педагогическая технология
Экспертиза и мониторинг
Самооценка учителем своей образовательной деятельности
Основные тенденции развития систем образования в мире