Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2012
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Иваницкая Елена

Учитель. Родитель. Ребенок... И всем им нужен психолог

Во всяком случае, сами психологи в этом абсолютно уверены

Психология образования, психология детства, семейная психология – этим научно-практическим направлениям было уделено принципиальное внимание на прошедшем в середине февраля Пятом съезде Российского психологического общества.

На пресс-конференции, посвященной форуму отечественных психологов, академик Российской академии образования Виталий Рубцов заявил, что судьба новой школы напрямую зависит от того, какой учитель придет в класс к детям двадцать первого века: «Ведь сегодняшние школьники очень изменились. У них теперь другие формы воли, внимания, памяти, они иначе мыслят, иначе воспринимают. Должна измениться и психологическая подготовка учителя. Психологические компетенции педагога сегодня важны как никогда.

Поменялось время – поменялись и функции психологической работы в школе: сегодня психолог не просто сопровождает образовательный процесс, а непосредственно входит в него. Сегодня мы развиваем новые направления в психологии: одаренный ребенок, ребенок с особыми потребностями, ребенок с особыми интересами. Детоцентричность – вот что должно стать главным в сегодняшнем образовании. Образовательные стандарты закладывают требование индивидуального подхода к работе с детьми».

Академик РАО Павел Ермаков, декан факультета психологии Южного Федерального университета, сосредоточил свое выступление на воспитании толерантности: «Психология – та сила, которая может обеспечить условия для создания отношений доверия, взаимопонимания разных социальных, национальных и конфессиональных групп. Именно психологи способны оказать реальное влияние на формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения. Уважение прав и свобод другого, противодействие психологии экстремизма и терроризма – вот что необходимо закладывать в школе. Психолог не тот, кто навязывает ребенку или взрослому свою картину мира, а тот, кто помогает человеку понять самого себя и понять другого».

Александр Асмолов, вице-президент Российского психологического общества, также отметил, что психологии толерантности необходимо уделять первостепенное внимание, иначе ксенофобские риски могут сегодня разорвать нашу страну: «Мы живем в обществе риска, нравится нам это или нет. Человеку в обществе риска психолог зачастую вынужден ставить парадоксальный диагноз: психологически здоров, личностно болен. То есть с памятью и вниманием все в порядке, а с самопониманием все не в порядке. Виртуальные миры осложняют эту личностную болезнь, воспитывая безответственность. Шестилетний ребенок, первоклассник, на вопрос, как он решит задачу, ответил мне на полном серьезе: это зависит от того, какое у меня оружие и сколько жизней в запасе. Но личность безответственная, личность, которая легко поддается манипулированию, не может быть творческой и толерантной».

Доктор психологических наук Лариса Цветкова, проректор Петербургского университета, напомнила родителям об опасности психологического «самолечения»: «Доступность психологических знаний и внешняя простота использования психологических технологий могут представлять немалую угрозу. В психологии, как и в медицине, для специалиста важнее всего принцип: не навреди! Поэтому не ставьте диагноз сами на основе простеньких популярных книжек. Психолог не волшебник, не маг, поэтому важно, чтобы все общество правильно понимало возможности психологии. Они велики, но как и в медицине, психологическую проблему легче преду­предить, чем справляться с ней, когда она уже назрела».

Виталий Рубцов подхватил выступление коллеги репликой о том, что психологическая грамотность населения постепенно растет и в последние три года возросло в несколько раз количество обращений родителей, да и самих подростков, к специалистам-психологам – именно с той целью, чтобы возникшие психологические трудности не переросли в сложную личностную проблему.

Академик РАО Эдуард Галажинский, декан факультета психологии Томского университета, связал в своем выступлении психологию образования и психологию инноваций: «История не раз уже демонстрировала примеры, когда реформы терпели крушение из-за отторжения их умом, душой, привычками людей, во благо которых они замышлялись. Изменить мотивации, тип мышления человека – очень сложная задача.
Мотивированы ли сегодняшние дети на достижения? Хочет ли ребенок достичь, суметь, справиться или он хочет только избежать ошибок?
Мотивация достижения – это огромный творческий ресурс, который мы должны закладывать в условиях нового образования».