КРУГ ВОПРОСОВ
Курс ОРКиСЭ: воспитание или образование?
Четкого ответа на этот вопрос нет. А предмет уже есть...
После того как Правительство России утвердило введение
с 2012/13 учебного года курса «Основы религиозных культур и светской
этики» в общеобразовательных учреждениях страны, поднялась новая волна
дискуссий о смысле этого мероприятия. Людям по-прежнему неясно, какие
задачи призван решить курс ОРКиСЭ.
Различаются даже экспертные мнения по этому вопросу, см.: http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201102002.
А понять это важно: мы будем преподавать религиоведение как науку, умно
и бесстрастно, или мы примемся учить нравственности на специальном
уроке? Или будет «как всегда»: ввести ввели, а уж там как сами потянете.
Осадок непродуманности этого проекта ощущается явно, и письма
от учителей это подтверждают.
Точка, но такая
неубедительная
Вопрос о том, должны ли в государственной, отделенной от какой
бы то ни было церкви школе преподаваться основы религиозных культур,
оказывается, уже снят. Он представляется решенным после высказывания
кандидата в президенты Владимира Путина: «"Основы религиозных культур"
в школах должны преподавать профессионалы – теологи и священники» (сайт
«Эхо Москвы»). То есть преподаваться должны. Однозначно.
Мнение родителей, меньше 20% из которых выбрали «Основы православной
культуры» и более 60% предпочли «Основы светской этики», не важно.
Не важно, что при введении обязательных «Основ православной культуры» в
Белгородской области (2006 г.) родители потоком пошли в прокуратуру:
налицо нарушение принципа светскости образования – прямое нарушение как
Конституции, так и Закона «Об образовании». Однако родителям
предлагалось в индивидуальном порядке писать заявления с отказом от
посещения этих уроков.
Не важно, что дискуссия по этому поводу продолжается с разной
интенсивностью уже как минимум лет восемь. Аргументов с обеих сторон
высказано множество. Среди педагогов, непосредственно работающих с
детьми, единого мнения на этот счет нет. Зато у людей, причастных к
проблеме, уверенность прибавляется прямо пропорционально их удаленности
от школы. Поголовно вовлекать!
Не важно, что реальные шаги пока показали только одно: в
многонациональной и поликонфессиональной школе, особенно в крупных
городах, внедрение цекви в школу чревато последствиями. И ладно бы еще
последствиями непредсказуемыми. Вполне предсказуемыми, к сожалению.
Достаточно представить себе класс в какой-нибудь московской школе, в
котором за соседними партами сидят дети из нерелигиозных семей,
мусульмане и христиане различных конфессий – от армян-монофизитов до
католиков. При этом, разумеется, православные тоже имеются. И всей этой
разношерстной компании читают курс «Основы религиозных культур»! И кто?
В действующем варианте этим должны заниматься светские
учителя-предметники, получившие соответствующую подготовку в объеме 72
часа.
Вернемся к вопросам
Будучи учителем, я честно попытался сформулировать аргументы
«за» и «против» этой новации.
На главный вопрос «зачем?» стандартный ответ примерно таков: дети
должны получить представление о религии как неотъемлемой и немалой
части общечеловеческой культуры. Согласен. Но почему в государственной
светской школе? За счет сокращения уже существующих курсов? Почему не
получать информацию такого рода при изучении истории, литературы,
обществознания, географии, биологии, астрономии и математики – если,
конечно, их рассматривать как культурообразующие дисциплины, которые
ведут грамотные специалисты?
То есть буквально: чего ради я пять лет постигал в институте свою
географию и учусь ей всю жизнь, если школьный курс, оказывается, можно
вести, проучившись всего 72 часа! Не думаю, что упомянутые «Основы»
настолько просты и примитивны, что их можно освоить за пару недель с
отрывом от основной работы или за пару месяцев без отрыва от нее.
Впрочем, кадровое обеспечение нового курса – особый вопрос. Кто готов
преподавать? Светские, наспех подготовленные учителя, как сейчас?
Несерьезно. А если священнослужители, курс неизбежно получит
конфессиональную окраску.
Принцип «свой–чужой» – неискоренимая часть любой не только религии, но
и конфессии. Отношения суннитов с шиитами, равно как и православных с
католиками, не отличались дружелюбием и терпимостью в истории, не
отличаются они этим и в наши дни. И только драк на религиозной почве
нам в школе не хватает!
Однако в проекте нового Закона «Об образовании» теологическое
образование предполагается узаконить. Стало быть, преподавать «основы
религиозных культур» придут священники, имамы, пасторы?
Но и любой светский, но конфессионально ориентированный преподаватель
придаст своему курсу соответствующий акцент. Прямая аналогия: силовое
введение предмета «естествознание» в старших классах дало этот эффект:
невразумительный винегрет из обрывков химии, физики и биологии, при
этом каждый учитель все равно делает упор на том предмете, которому он
учился. И следующая похожая проблема: преподавать-то, в сущности,
нечего и проверять – тоже. Непонятно, как авторы идеи введения ОРКиСЭ
представляют себе тесты по «Основам религиозных культур»?
…Эти и другие вопросы остаются без ответов. Потому что за безграмотные
бесконечные реформы и нововведения в школьном образовании никто не
отвечает и не ответит. А школа уже стоит у фатальной черты.
Публикация статьи произведена при поддержке центра дополнительного профессионального образования «Рубикон». Центр дополнительного профессионального образования «Рубикон» предлагает по выгодной цене записаться на курсы кадрового делопроизводства в Санкт-Петербурге по специальностям секретарь-референт, офис-менеджер, администратор, менеджер по кадрам, бухгалтер-экономист, руководитель малого и среднего бизнеса, менеджер по работе с таможней и логистике, главный бухгалтер-экономист и пользователь ПК. Узнать больше о предоставляемых услугах и ознакомиться с расписанием курсов можно на официальном сайте центра дополнительного профессионального образования «Рубикон», который располагается по адресу http://rybikon.spb.ru