Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2012
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Перлов Леонид

Курс ОРКиСЭ: воспитание или образование?

Четкого ответа на этот вопрос нет. А предмет уже есть...

После того как Правительство России утвердило введение с 2012/13 учебного года курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях страны, поднялась новая волна дискуссий о смысле этого мероприятия. Людям по-прежнему неясно, какие задачи призван решить курс ОРКиСЭ.
Различаются даже экспертные мнения по этому вопросу, см.: http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201102002.
А понять это важно: мы будем преподавать религиоведение как науку, умно и бесстрастно, или мы примемся учить нравственности на специальном уроке? Или будет «как всегда»: ввести ввели, а уж там как сами потянете.
Осадок непродуманности этого проекта ощущается явно, и письма от учителей это подтверждают.

Точка, но такая неубедительная

Вопрос о том, должны ли в государственной, отделенной от какой бы то ни было церкви школе преподаваться основы религиозных культур, оказывается, уже снят. Он представляется решенным после высказывания кандидата в президенты Владимира Путина: «"Основы религиозных культур" в школах должны преподавать профессионалы – теологи и священники» (сайт «Эхо Москвы»). То есть преподаваться должны. Однозначно.
Мнение родителей, меньше 20% из которых выбрали «Основы православной культуры» и более 60% предпочли «Основы светской этики», не важно.
Не важно, что при введении обязательных «Основ православной культуры» в Белгородской области (2006 г.) родители потоком пошли в прокуратуру: налицо нарушение принципа светскости образования – прямое нарушение как Конституции, так и Закона «Об образовании». Однако родителям предлагалось в индивидуальном порядке писать заявления с отказом от посещения этих уроков.
Не важно, что дискуссия по этому поводу продолжается с разной интенсивностью уже как минимум лет восемь. Аргументов с обеих сторон высказано множество. Среди педагогов, непосредственно работающих с детьми, единого мнения на этот счет нет. Зато у людей, причастных к проблеме, уверенность прибавляется прямо пропорционально их удаленности от школы. Поголовно вовлекать!
Не важно, что реальные шаги пока показали только одно: в многонациональной и поликонфессиональной школе, особенно в крупных городах, внедрение цекви в школу чревато последствиями. И ладно бы еще последствиями непредсказуемыми. Вполне предсказуемыми, к сожалению. Достаточно представить себе класс в какой-нибудь московской школе, в котором за соседними партами сидят дети из нерелигиозных семей, мусульмане и христиане различных конфессий – от армян-монофизитов до католиков. При этом, разумеется, православные тоже имеются. И всей этой разношерстной компании читают курс «Основы религиозных культур»! И кто? В действующем варианте этим должны заниматься светские учителя-предметники, получившие соответствующую подготовку в объеме 72 часа.

Вернемся к вопросам

Будучи учителем, я честно попытался сформулировать аргументы «за» и «против» этой новации.
На главный вопрос «зачем?» стандартный ответ примерно таков: дети должны получить представление о религии как неотъемлемой и немалой части общечеловеческой культуры. Согласен. Но почему в государственной светской школе? За счет сокращения уже существующих курсов? Почему не получать информацию такого рода при изучении истории, литературы, обществознания, географии, биологии, астрономии и математики – если, конечно, их рассматривать как культурообразующие дисциплины, которые ведут грамотные специалисты?
То есть буквально: чего ради я пять лет постигал в институте свою географию и учусь ей всю жизнь, если школьный курс, оказывается, можно вести, проучившись всего 72 часа! Не думаю, что упомянутые «Основы» настолько просты и примитивны, что их можно освоить за пару недель с отрывом от основной работы или за пару месяцев без отрыва от нее.
Впрочем, кадровое обеспечение нового курса – особый вопрос. Кто готов преподавать? Светские, наспех подготовленные учителя, как сейчас? Несерьезно. А если священнослужители, курс неизбежно получит конфессиональную окраску.
Принцип «свой–чужой» – неискоренимая часть любой не только религии, но и конфессии. Отношения суннитов с шиитами, равно как и православных с католиками, не отличались дружелюбием и терпимостью в истории, не отличаются они этим и в наши дни. И только драк на религиозной почве нам в школе не хватает!
Однако в проекте нового Закона «Об образовании» теологическое образование предполагается узаконить. Стало быть, пре­подавать «основы религиозных культур» придут священники, имамы, пасторы?
Но и любой светский, но конфессионально ориентированный преподаватель придаст своему курсу соответствующий акцент. Прямая аналогия: силовое введение предмета «естествознание» в старших классах дало этот эффект: невразумительный винегрет из обрывков химии, физики и биологии, при этом каждый учитель все равно делает упор на том предмете, которому он учился. И следующая похожая проблема: преподавать-то, в сущности, нечего и проверять – тоже. Непонятно, как авторы идеи введения ОРКиСЭ представляют себе тесты по «Основам религиозных культур»?
…Эти и другие вопросы остаются без ответов. Потому что за безграмотные бесконечные реформы и нововведения в школьном образовании никто не отвечает и не ответит. А школа уже стоит у фатальной черты.

Публикация статьи произведена при поддержке центра дополнительного профессионального образования «Рубикон». Центр дополнительного профессионального образования «Рубикон» предлагает по выгодной цене записаться на курсы кадрового делопроизводства в Санкт-Петербурге по специальностям секретарь-референт, офис-менеджер, администратор, менеджер по кадрам, бухгалтер-экономист, руководитель малого и среднего бизнеса, менеджер по работе с таможней и логистике, главный бухгалтер-экономист и пользователь ПК. Узнать больше о предоставляемых услугах и ознакомиться с расписанием курсов можно на официальном сайте центра дополнительного профессионального образования «Рубикон», который располагается по адресу http://rybikon.spb.ru