ТУПИКИ УПРАВЛЕНИЯ
Федеральные деньги выделялись на увеличение средних показателей зарплаты
Эта установка на усредненность нас теперь и подводит, считает директор Центра универсальных программ Наталия Типенко
– Учителя
задаются вопросом: куда делось обещанное 30%-ное повышение? Может быть,
в их регионы вообще не пришли деньги?
– Субъекты Российской Федерации, заключившие договоры с
Федерацией, выполнили все свои обязательства по повышению учительских
зарплат. Причем выполнили реально, не на бумаге. Обязательство
заключалось в том, что средняя зарплата учителей в их регионе либо
увеличится на 30%, либо будет равна средней для региона зарплате по
экономике в первом квартале 2011 года. Но повысить зарплату каждой
учительнице или увеличить фонд стимулирующих выплат в каждой школе
никто не обещал.
– В некоторых
школах ходят слухи, что деньги зависли на уровне области и губернаторы
потратили учительские миллиарды на что-то другое…
– Это нереально. Федеральные деньги, выделенные для учителей,
просто не могут остаться на уровне субъекта Федерации или каким-то
образом там «зависнуть». Большинство – 99% педагогов – финансируются из
муниципального бюджета. Схема такая: субъект Федерации заключает
договор с федеральным Министерством образования и науки, а затем – со
своими муниципалитетами, которые также берут на себя обязательства по
увеличению зарплаты учителей в своих ОУ (чтобы регион в свою очередь
мог отчитаться перед Федерацией).
А дальше речь идет о перераспределении средств между школами внутри
муниципалитета и муниципалитетами внутри одного субъекта РФ.
Представьте себе ситуацию: нам с вами дали две жареные курицы, и вы
съели две, а я ни одной. По статистике выходит, что нам досталось по
курице. Вы довольны, а я начинаю возмущаться и писать во все инстанции
с требованием отдать мою курицу. Но мне никто курицу и не обещал.
Обещали лишь, что нам на двоих будет выделено в среднем по курице. Но
это «в среднем» нас теперь и подводит.
В последние месяцы федеральное Министерство образования и науки
получило много жалоб на то, что в разных муниципалитетах одного и того
же субъекта Федерации очень разная учительская зарплата. Правда,
официальная статистика дает достаточно скромные цифры этих расхождений.
Согласно проведенному мониторингу, в октябре–ноябре 2011 года во всех
регионах России дифференциация учительской зарплаты по муниципалитетам
была невысока и составляла 10–15%. В разных муниципалитетах
Санкт-Петербурга, Чукотки, Кемеровской, Тульской, Ярославской,
Магаданской, Ростовской, Тамбовской, Белгородской, Смоленской,
Орловской областей, Краснодарского, Ставропольского, Алтайского крев,
республик Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Татарстан разница
между учительскими зарплатами составляет до 10%. В Красноярском крае,
Амурской области и на Сахалине дифференциация в учительских зарплатах
от муниципалитета к муниципалитету может превышать 20%. Но в этих
регионах есть северные территории и соответствующие повышающие
коэффициенты.
На мой взгляд, 10–15% от муниципалитета к муниципалитету – это
естественные и небольшие колебания. Нельзя объяснить, исходя только из
них, почему в двух соседних школах разный уровень оплаты труда.
– Но разве
область или край не несут ответственности за то, что неравномерно
распределяют деньги между муниципалитетами?
– Конечно, эта дифференциация между муниципалитетами тоже
показатель, насколько правильно распределялось финансирование с
регионального уровня. Но когда речь заходит об учительской зарплате,
все сходится в муниципалитете, все зависит от его политики. Благодаря
муниципалитетам, которые щедро финансируют свое образование, «средняя
температура по больнице» в субъекте Федерации оказывается нормальной, а
губернатор, как выясняется, выполнил обязательства перед учителями.
– Куда
обратиться учителям, если они видят, что разница в зарплатах у них и в
соседних школах подозрительно большая?
– Я думаю, бесполезно обращаться в муниципальное управление
образования. Я бы посоветовала сразу обратиться в профсоюз, причем не
районный, а областной. Они общаются с губернаторами и могут затем
задать веский вопрос местной администрации. Можно изложить свою
ситуацию в письме в ЦК профсоюза работников образования: они сейчас
проводят мониторинг этой ситуации, собирают цифры и факты, пытаются
разобраться.
– Иногда учителя
жалуются, что в школе вдруг исчез стимулирующий фонд. Просто им
говорят: фонда больше нет, забудьте. Вообще-то стимулирующая часть ФОТ
может исчезнуть?
– Украсть стимулирующий фонд по определению никто не может. Я
думаю, что при формировании муниципальных бюджетов местные власти
стремились выполнить все нормы, касающиеся требований Федерации о доле
стимулирующих выплат в фонде оплаты труда. Здесь возможны разные
варианты. Например, учителям на региональном уровне повысили базовую
часть зарплаты и потому уменьшился стимулирующий фонд. Но когда
повышается базовая часть – это очень неплохо, это гарантированные
деньги для каждого педагога. Правда, с размером стимулирующей части все
равно придется разбираться. Еще один пример. Осенью 2011 года произошло
очередное повышение минимального размера оплаты труда. И на него
некоторым школам не выделили дополнительных денег. Муниципалитеты
просто не нашли средств. Все стимулирующие выплаты в ряде школ
автоматом перешли на зарплату уборщиц и гардеробщиц. Не повышать
зарплату техническому персоналу было нельзя – иначе те подадут в суд.
Например, у педагога был оклад и 20% дополнительно из стимулирующего
фонда. В регион пришли дополнительные деньги на повышение учительских
зарплат, но педагог стал получать только 10% стимулирующих, потому что
деньги из стимулирующей части ФОТ с сентября пошли на повышение
минимального размера оплаты труда – то есть на оплату технического
персонала школы. Никто не нарушил прав учителя, хотя он и стал получать
меньше. Ему ведь никто не обещал, что у него при хорошей работе всегда
будет 20–25% из стимулирующего фонда.
Поэтому профсоюзы начали борьбу за то, чтобы дополнительные средства,
которые регионы выделяют своей системе образования, не уходили целиком
в фонд стимулирования школ. Чтобы они хотя бы 50 на 50 распределялись
между базовой и стимулирующей частями ФОТ. Некоторые регионы уже так и
поступили, когда подписывали соглашение с Федерацией.
– Чего, на ваш
взгляд, сейчас ожидать учителям?
– Я думаю, что ситуация стабилизируется. В прошлом году
миллиарды, которые выделила Федерация, были не запланированы в
региональных и муниципальных бюджетах. В этом году финансисты уже
знают, чего ждать. Все повышения должны быть запланированы, и механизм
их распределения наладится.
А вот учителя должны приучить себя действовать активнее, когда дело
касается вопросов, связанных с их заработной платой.
Ведь в ряде школ педагоги и понятия не имеют, как и по каким принципам
начисляется их зарплата. Недавно я смотрела Положение об оплате труда и
коллективный договор одной гимназии в Нижегородской области. Хотя
документ был принят в 2008 году, в него вносились изменения. На титуле
– 2012 год. Но в тексте коллективного договора сказано, что основой
начисления зарплаты является… Единая тарифная сетка. То, что директор
не заметила «описки», говорит о том, что этому документу не придается
никакого значения: он не рабочий, им не пользуются. Замечу: эта школа
явно не из худших. И ее учителя, ничему не удивившись, ознакомились с
Положением и скорее всего подписали коллективный договор!
Беседовала Светлана КИРИЛЛОВА