ПОВЕСТКА ДНЯ
Рублем наградим, рублем и накажем...
Вот только за это «рублевое» управление образование платит непомерно высокую цену
На днях в Минобрнауки подвели итоги первого года реализации
проекта по модернизации региональных систем общего образования и
повышения заработной платы учителей.
Мы следим за развитием этого сюжета с самого начала, «ПС» № 13, 2011
г., http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201101301,
однако напомним, что средства федеральной субсидии направляются
не на повышение зарплат впрямую, а на выполнение задачи доведения
средней заработной платы педагогов до средней по экономике
соответствующего субъекта РФ.
Федеральные ассигнования –
это вам не фунт изюма
Особенностью реализации этого проекта стало обеспечение
обратной связи: с октября прошлого года работает телефонная «горячая
линия» по вопросам повышения заработной платы учителей, она будет
работать и в первом квартале 2012 года. Также создан специализированный
сайт проекта мрсо.рф mrso-mon.ru, где открыт форум, на который могут
обращаться учителя с вопросами о повышении заработной платы. По идее,
по каждому вопросу должна проводиться проверка и в открытом доступе
предоставляться официальный ответ. Однако по факту «мрсо» привязаны к
региональным системам управления, и туда никто не пишет. Звонят ли?
Неизвестно.
Но вернемся к отчетам Минобрнауки. С одной стороны, все хорошо. В
декабре 2011 г. в 69 субъектах РФ средняя заработная плата педагогов
превысила среднюю по экономике, в 13 выросла не менее чем на 30%, но
пока еще не сравнялась с этим показателем. В 57 территориях была
повышена заработная плата и другим категориям педагогических
работников. Благодаря этому на 10% увеличился приток молодых
специалистов в школы. В 2011 г. в рамках проекта более 6 тыс. школ
получили новое оборудование, было закуплено свыше 2 тыс. школьных
автобусов, 15 млн учебников, в 3 тыс. школ организовано дистанционное
обучение. А в 2012 г. регионы получат еще 60 млрд рублей: первый транш
в размере 30 млрд планируется выделить до 1 марта (25% от субсидии
субъекты РФ вправе потратить на капитальный ремонт).
Но с другой – есть провинившиеся. Не все субъекты получат эти средства
в полном объеме. Причина – в невыполнении обязательств. В зоне риска 6
территорий: Карачаево-Черкесская Республика, Самарская, Владимирская,
Смоленская, Астраханская области, Приморский край.
Так, Самарская область обязалась организовать повышение квалификации и
переподготовку 80% учителей и директоров школ, а на практике данный
показатель составил лишь 24,2%. В Карачаево-Черкесской Республике,
Астраханской и Смоленской областях не выполнили план по аттестации
педагогов.
Однако что примечательно: за невыполнение обязательств в части
повышения заработной платы рублем никого не накажут. Даже Приморский
край, в котором учителя выходили на акции протеста и писали
председателю правительства Владимиру Путину, – этот регион штрафуют за
то, что дистанционное обучение удалось организовать в 1,2% ОУ вместо
запланированных 2%.
Таковы правила: размер субсидии сокращается на 2% за каждое
невыполненное обязательство. И чем выше общий объем субсидии (а он
зависит от уровня бюджетной обеспеченности региона и количества
учащихся), тем весомее вычет. Так что Самарская область может лишиться
18 млн рублей, Владимирская – 12,5 млн, Карачаево-Черкесская
Республика – 7 млн рублей. И если бы региональные чиновники сработали
лучше, в каких-то школах области могли бы провести капитальный ремонт,
закупить современное оборудование, учебники…
Тем временем борьба за транши продолжается: руководители управлений
образования Приморского края и Астраханской области уверяют, что
обязательства по факту были выполнены, просто в отчетах допущены
технические ошибки – что ж, их ожидает дополнительная проверка.
За «просто так» государство не намерено вкладываться в школы.
Усовершенствуют ли школу
новые экономические проекты?
Итак, учет и контроль, умножение и деление. Как это отражается
на людях, работающих в школах? Обратную связь, адресную, персональную,
нам дал «круглый стол», который состоялся на днях в Московском Доме
учителя.
Как водится, часть педагогов искренне верят, что изменения приведут к
лучшему, надо лишь суметь правильно ими воспользоваться.
Директор сельской школы Гурьевского района Калининградской области
Алексей Голубицкий убежден, что при наличии необходимых условий
(предоставление школе самостоятельности в разработке критериев оценки
учительского труда) НСОТ дает возможность поддержать наиболее
приоритетные, с точки зрения педколлектива, направления деятельности
учителя, увеличить коэффициенты за квалификационные категории: «Мы свою
систему оплаты труда готовы отстаивать, потому что она работает. К нам
приходят много молодых специалистов, в этом году был конкурс 14 человек
на одно место».
Заметим – «свою», но ведь сделать ее таковой мало кому позволяют.
Поэтому большинство участников дискуссии говорили о социальном
напряжении в коллективах, ведь формализация деятельности учителя не
способствует повышению качества образовательного процесса.
– Работу учителя по критериям, параметрам и числам разбить
невозможно, – утверждает Вадим Муранов, преподаватель физики и
информатики из московской школы № 686. – Если я побеседовал с ученицей
и она рассказала о проблемах, которые ее тревожат, сколько баллов я за
это получу?
Не оценишь в баллах и походы, которые организуют для детей
учителя-энтузиасты, а ведь именно они оказываются в проигрыше, тогда
как формалисты зарабатывают «очки» на бумагах.
Несправедливость экономического подхода к педагогике проявляется на
каждом шагу. Так, чисто финансовый механизм – нормативно-подушевое
финансирование – сыграл с детьми злую шутку.
– Когда набирается 24 человека, класс не открывают, а когда приходят
30, его почему-то не закрывают. Комфортно ли в таком классе детям –
удивляется Андрей Успенский, преподаватель русского языка и литературы
из Череповца.
И далее о том, что борьба за показатели на ЕГЭ и за количество
победителей в олимпиадах начисто изгоняет из школы творчество;
выяснилось, что со слабыми учениками никто не хочет работать – зато
бухгалтерия торжествует.
Наконец, речь зашла и о проекте модернизации региональных систем. Надо
сказать, в некоторых регионах денег не хватает не то что на
стимулирующую – на базовую часть ФОТ.
По словам Вадима Муранова, до недавних пор работавшего в одной из школ
г. Ногинска Московской области, стимулирующая часть от общего фонда
оплаты труда составляла всего 3% (вместо рекомендуемых 30%), а размер
надбавок не превышал 500 рублей.
– Я готов отдать чиновникам эти 500 рублей, лишь бы они от меня
отстали, – резюмировал Вадим Муранов
Материальные проблемы он решил только после того, как устроился на
работу в московскую школу: зарплата увеличилась вдвое при меньшей
нагрузке.
Тенденция однако: в стране началась педагогическая миграция. Из бедных
регионов учителя поехали на работу в более благополучные. Резонный
ответ на нелепый политико-экономический расклад: если образование
является госзаданием, то почему в разных регионах исполнение
оплачивается по-разному? Чем хуже московских дети в Брянской,
Пензенской областях? Но в Москве норматив финансирования 60 – 120 тыс.
рублей, а там просто 6–12. А требования к учителям одни: реализация
стандартов.
И вот данные Минобрнауки: средняя заработная плата московских учителей
за сентябрь, октябрь и ноябрь 2011 года составила 45 851 рубль, и эта
цифра сопоставима только с зарплатами в Чукотском и Ямало-Ненецком
автономных округах (соответственно 51 607 руб. и 49 597 руб.). На этом
фоне показатели Санкт-Петербурга предельно скромные: 27 583 рубля. Что
до самых низких зарплат – они в Северо-Кавказском федеральном округе:
10 444 рубля в Карачаево-Черкесской Республике. И далее: в Республике
Марий Эл – 12 945, в Брянской области – 11 545, и это после индексации
на 56% в IV квартале.
Тем не менее Минобрнауки видит ситуацию в целом как хорошую: на декабрь
2011 года в 69 субъектах РФ средний уровень учительских зарплат
превысил средний по экономике, и только в 13 территориях не удалось
достичь этой планки.
Другое дело – поинтересоваться реальными технологиями достижения
«среднего уровня». О них на «круглом столе» рассказывал директор школы
из Кирово-Чепецка Дмитрий Скурихин:
– Чтобы одни получали больше, других сокращают, в результате учитель
вкалывает на полторы-две ставки. Когда Минобрнауки заявляет, что у нас
не хватает 1–2% учителей, оно сильно лукавит. Потому что если запретить
совместительство, запретить учителям вести 36 часов, у нас в стране
будет не хватать не 12 тысяч педагогов, а 360–400 тысяч.
Казалось бы, очевидно: единый норматив финансирования учащихся и единые
стандарты оплаты труда учителя, установленные на федеральном уровне,
необходимы.
Но у Минобрнауки пока другое мнение.