Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2012
Первая тетрадь
Политика образования

КОГДА МЫ НЕ ЗНАЕМ ОТВЕТ, ОТВЕЧАТЬ ПРИХОДИТСЯ ДЕТЯМ


Лэнгле Альфрид

Ради чего все это?

Путь, ведущий к смыслу. Перевод Светланы Кривцовой

…Информация о детях, добровольно уходящих из жизни, заставляет содрогнуться. А если вспомнить, что соотношение попыток суицида и результата (смерти) – 10:1, то что же это с детьми происходит?
В чем причина? Широкая огласка фактов и обсуждения в соцсетях? Стадный рефлекс, цепная реакция?
Нестабильность психики подростков? В чем угодно причина,только не в нас.
Между тем психотерапевты, имеющие практику решения проблем подросткового суицида, единодушно утверждают: произошло полное отторжение «отцов» и «детей»: нет не только душевных контактов, но и малейших попыток установления понимания с обеих сторон.
А «разлучником» оказались новые коммуникационные технологии. Сегодняшние подростки – это аборигены интернета, они там у себя дома, а родители «токуют» у них за спиной что-то невразумительное. Но и расписание на завтра – тоже большой вопрос, потому что родители нынешних маленьких детей уже настолько «там», что еле-еле дожидаются возраста, когда можно усадить чадо за отдельный компьютер и продолжить свою виртуальную жизнь без помех.
Однако вернемся в настоящее. В ситуацию, когда ребенок подрос и стал не тем, что ожидалось, а то и вовсе оказался не по зубам. Непонятный. Чужой. Неблагодарный, бессовестный, грубый.
И кто-то сразу идет в бой. Много желания доказать ребенку, как он плох: «Ты опять! Ты посмотри! Как ты гадко поступил! Да ты ничего не можешь!» И это уже не нормальная жизнь, а поле деятельности для психоаналитика: подросток делает назло и как можно хуже, ему и самому противно, а родителям только на руку – они правы, они же говорили! И в обратную сторону: ребенок берет за горло и ставит ультиматумы: «Если вы не… то я…» – родители в шоке, но слушаются.
Кажется, уж лучше апартеид. Пусть сам, как хочет. Среди несправедливостей, неравноправия, ярмарки тщеславия – пусть. С комплексом неполноценности, чувством обделенности судьбой, с душевными надломами и моральным инфантилизмом. Пусть. Мы снова и снова проявляем по-детски демонстративное упрямство. Как будто сами забыли, где реальность, а где иллюзия. Как будто сами отказались от месседжа, который обязаны передать детям: жизнь с ее неизбывными трудностями – все-таки великий дар.
Никакие обстоятельства не оправдывают взрослого, который не дает ребенку силы жить. Не учит мужеству жить. И о смысле жизни вопросом даже не задается.
Мы публикуем фрагмент статьи известного австрийского философа, психотерапевта Альфрида Лэнгле, надеясь, что он скажет читателю многое.

Людмила КОЖУРИНА

Уборка, стирка, кухня, работа, дети – день за днем одно и то же, год за годом. Все давно известно, все рутина, все как всегда. Отношения будничные, привычные, формальные. И вот ты обнаруживаешь тоску… Тоску по чему-то другому, новому, тому, что сделало бы тебя таким живым, каким ты был раньше.
Стабильность – сколько бы прочности и уверенности она ни приносила – сопровождается утратой интереса. Как следствие отсутствуют радость, желание. Для тех, кто в своей деятельности день за днем остается внутренне одиноким, значительная часть жизни, когда-то считавшаяся такой важной, становится бессмысленной. Нередко чувство бессмысленности охватывает всю жизнь: «Для чего все это? Для кого я это делаю, для чего я, собственно, живу?»
Тоска и чувство бессмысленности обостряются, когда осознаешь, что, собственно, никто и не замечает, что ты делаешь.
Переживание, что жизнь утекает сквозь пальцы, может привести в отчаяние.

Смыслу нужны отношения

Чтобы деятельность могла переживаться как наполненная смыслом, нужны отношения. Работа по дому или профессиональная деятельность могут стать наполненными смыслом лишь в том случае, если они выполняются для кого-то, для кого хочется это делать. Наполненность смыслом обязательно происходит из нашей связанности с Другим.
Но также имеет смысл, если я могу проживать отношения с самим собой, если деятельность доставляет радость мне самому; если она важна для меня.
 В любом случае нужно каждый раз помнить о тех важных взаимосвязях, которые есть: с другими людьми или с самим собой. Доставлять радость означает самому участвовать в этой радости. Если я не могу этого так переживать – не смогу пережить и смысл.

Поиск смысла – это ориентирование

Человек проваливается в экзистенциальную пустоту, если не знает и не чувствует, для чего он что-то делает. То есть отсутствует ориентирующая сила в отношении жизни. И сама жизнь мельчает…
Утраченное ориентирование, однако, может быть восстановлено. Для этого нужны две вещи: собственное интуитивное чутье в отношении действительно важного – «чутье на правильное» и взгляд, охватывающий тот широкий контекст, в который мы себя поместили или хотим поместить, – «взгляд на горизонт». Рассмотрим обе возможности.

Ориентирование через себя самого

Чтобы найти ориентиры для собственных решений и действий, сначала придется взглянуть на реальные обстоятельства, в которых мы находимся. Исследовательская позиция, знания, опыт, когнитивные способности – это хорошие инструменты поиска смысла. Реальные условия нужно уметь увидеть в их взаимосвязях, чтобы удерживать смысл в повседневной жизни с ее проблемами. Мечты, желания, концепции о том, «как должно быть», не дают достаточной опоры.
Приняв все это во внимание, мы, однако, еще не получили смысла. Мотивирующий, движущий момент смысла задается через чувства и отношения. Смысл имеет не когнитивную, а эмоциональную природу. Например, недостаточно знать, что курение вредит здоровью – работа по отвыканию начинается лишь тогда, когда у тебя появились эмоционально наполненные отношения со своим здоровьем как ценностью. Благодаря способности чувствовать хорошее (ценность) появляется и удерживается сила, притягивающая нас к этому хорошему, – сила воли.
Если в отношении ценности, о которой идет речь, отсутствует чувство, то вместе с тем отсутствует не только сила, но и мой личный смысл делать что-то. «Зачем мне это надо?» – на этот вопрос нет убедительного ответа. Мотивирует только присвоенный смысл, но не «навязанный».
Чтобы смысл действительно стал моим собственным, личным смыслом, требуется персональное решение. Мужество активно пойти на то, что я ощущаю как ценное, чтобы воплотить в жизнь то, что без этого так и останется намерением. Тогда смысл приносит с собой свободу.

Экзистенциальный смысл

Если мы именно с этой установкой будем воспринимать и понимать себя, то сможем соответствовать самому глубокому назначению человека. Для этого требуется принципиальная открытость, экзистенциальный поворот, как его называл В.Франкл. До тех пор, пока мы ждем и требуем чего-то от ситуации, мы еще заняты подготовкой к жизни. И лишь когда мы настолько свободны, чтобы отставить себя в сторону и открыться для того, что есть, мы сможем дать предложениям и задачам момента задать нам вопросы. Открыться для «требования» ситуации – это значит совсем по-другому ощутить проблему, страдание, груз, болезнь или боль. Открыться для предложения ситуации – значит также по-другому ощутить прекрасное или радостное. Чего ситуация от меня ожидает? В чем заключается ее вызов? Какова сейчас моя задача? Все, что мы переживаем, это один и тот же запрос к нам, а именно: что ты делаешь с тем, что сейчас имеешь в качестве актуальной ситуации? Что ты делаешь, чтобы по крайней мере не возникло еще больше вреда? Что сейчас «хочет от тебя» эта ситуация, которая тебя касается, потому что ты в ней находишься, ситуация, в которой именно ты должен что-то сделать, и только ты можешь что-то сделать, потому что речь идет о тебе?
С такой открытостью по отношению к жизни и ее глубокой ценности мы свободны для будущего, которое является не только нашим собственным – мы делим будущее друг с другом.

Понимать себя во взаимосвязях

Здесь модель личного смысла переходит в смысл Общего Целого, смысл жизни, смысл, который имеет мир, – этот смысл не зависит от обхождения со своей жизнью каждого в отдельности. Но важно понимать себя на широком горизонте, жить с пониманием контекста. Мы должны поднять свой взгляд над повседневностью для того, чтобы увидеть превосходящие нас взаимосвязи. Наиболее красиво и кратко это можно разъяснить на примере следующей истории из времен средневековья.
Странник, который не знал, как ему жить и чем заниматься, встречая людей, спрашивал, что они делают и зачем. Трижды на его пути встречались люди, обтесывающие камни. На вопрос «что ты делаешь?» один из бивших по камню сказал:
«Ты сам все видишь. Я обтесываю камни»; второй – «Я делаю угловые тумбы!», а третий, который бил по камню точно так же, как двое предыдущих, ответил: «Разве ты не видишь? Я строю кафедральный собор».

Практика смысла

И все же, что мы можем сделать, если не переживаем себя в системе взаимосвязей? Не ощущаем, для чего и для кого мы осуществляем нашу деятельность?
Если в течение продолжительного времени чувствуешь себя захваченным в плен бессмысленностью, то начинаешь понимать, что пришло время начать что-то менять.
Именно в этом «смысл» переживаемой бессмысленности. Она говорит нам, что направление, по которому мы идем, тот стиль жизни, который ведем, больше не подходит. В процессе апробирования новых средств и путей мы постепенно начинаем ощущать и узнавать, какой должна быть дальнейшая жизнь. И напротив, если в ходе попыток оставить привычное и начать новое, начинаешь страдать, потому что видишь, насколько несчастны при этом другие люди, или потому, что сталкиваешься с еще большей пустотой, тогда становится очевидным, что старое еще имеет ценность, просто она не была ранее так хорошо ощутима.
Смысл – это радикальное требование. Смысл – это требование серьезно отнестись к своей жизни.

Путь к смыслу жизни

Пока ты живешь, не давай сознанию дремать, задумывайся о том, как живешь. Эта жизнь касается тебя!
Твои родители, твои учителя, твои начальники, философы, священники – все они могут сказать тебе только о том, как они подходили к своей жизни; тебя жизнь касается по-другому. Потому что она обращается к тебе, не к ним, запрашивает в любой ситуации тебя персонально, а не кого-то еще.
Что тебя захватывает, что увлекает?
Что тебя интересует?
Что тебя пугает, подавляет, злит, к чему ты испытываешь отвращение?
Все это обращено к тебе.
Иди к этому! Откройся для всего, что с тобой заговаривает, что тебе нравится, попробуй себя в отчаянии, в идее, во влюбленности и потом выбери. Дай свой ответ, он еще никогда не давался. Никто не может дать его за тебя.
Ориентируйся на свое чутье и не бойся ошибок. Хуже не жить из-за страха перед ошибками, чем жить с ошибками. Не давай другим говорить тебе, что тебе следует сделать. Лишь прими к сведению то, что говорят тебе другие, что говорит традиция, что является модой, что делают другие. Следуй за своим чутьем непоколебимо. Ты сам ощутишь, когда будет достаточно. Ты ощутишь, если это уже неправильно. Ты ощутишь, если будешь наступать на ценности, если причинишь боль другим, тем, кого любишь. Ты ощутишь, где твои границы. Ты ощутишь, когда к ним подойдешь.
Отдайся жизни, иди вместе с ней. В твоей жизни речь идет о чем-то важном. Речь идет о тебе, о том, чтобы ты полностью был здесь, в мире. Это смысл. Ты можешь найти свой, следуя этим путем.


Печатается в сокращении. Опубликовано на сайте http://hpsy.ru/