О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
И.В.Муштавинская
Технология развития
критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя
СПб.: КАРО, 2009
Технология развития критического мышления (ТРКМ), о которой довольно
многие педагоги уже слышали, но до системного внедрения в практику пока
дело не дошло, предполагает, что ученик не просто приобретает знания,
но делает это самостоятельно. Основой процесса самообразования автор
считает рефлексию, которая «позволяет ученику и учителю оценивать свои
действия и мысли, планировать деятельность, выбирать стратегию
обучения, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности». И
перечисляет умения, на основе которых развиваются рефлексивные навыки.
Урок или цикл занятий, проводимые по ТРКМ, проводятся по определенному
алгоритму: вызов, осмысление, рефлексия. Такая логика влечет за собой
целый набор способов, методов и приемов. Они универсальны, а не
привязаны к определенной предметной области. Поэтому, говоря о приемах,
автор иллюстрирует их примерами из разных учебных дисциплин. Но в
основном говорит о том, какие навыки складываются в процессе их
применения, какие способности развиваются. Приемы классифицированы по
стадиям, на которых они могут быть использованы.
Отдельная глава отведена для знакомства с технологией портфолио. Думаю,
многие в последние годы столкнулись с самой... причудливой
интерпретацией портфолио в школах – с тех пор как ее стали внедрять
практически директивно. Так вот, в книжке можно обнаружить, какие
смыслы и формы задумывались создателями технологии изначально.
Вся вторая половина книги – это описание уроков в логике развития
критического мышления, тут показано, как приемы можно использовать на
практике – от физики до литературы, от начальной школы до старшей.
Е.Орлова
Почему дети лгут?
СПб.: Питер, 2011
Не много найдется родителей и педагогов, которые не
сталкивались бы с детской ложью. Но «что понимать под обманами? Где
четкая грань между ложью и развитым воображением, между обманом и
попыткой защитить себя и своих близких?» Кроме того, напоминает автор,
мы сами зачастую преподаем детям уроки лжи, называя это тактичностью и
воспитанностью.
Поэтому, прежде чем обвинять ребенка во вранье, хорошо бы выяснить
причины. Глава, помогающая сделать это, так и называется: «Какая правда
скрывается за детской ложью?». Возможно, придется повнимательнее
приглядеться к собственному поведению и взаимоотношениям в семье.
Специальный тест поможет собраться с мыслями и интерпретировать
возможные сложности в ваших отношениях с ребенком. Еще лучше выяснить
душевный настрой его самого – с помощью рисунков и игровых заданий.
Возможно, это поможет вам определить, какие страхи и тревоги прячет
ребенок за завесой обмана.
Анализируя детскую ложь, автор предлагает различать хвастовство,
манипуляцию, желание соответствовать ожиданиям окружающих, ложь из
страха или корысти. Не говоря уже о том, что за обман мы часто
принимаем слишком бурно проявляемую фантазию – об этом можно узнать в
отдельной главе.
Но многих взрослых главным образом волнует вопрос: как поступать с
маленьким обманщиком? А еще лучше – предупреждать его вранье. Им нужно
будет особенно внимательно прочитать главу «Как научить ребенка быть
честным?». Универсальных и безотказных рецептов автор, к счастью, не
дает. Рекомендации ее вполне понятны, выполнимы, сочетают в себе
профессиональный психологический взгляд на проблему и доверительный тон
человеческого разговора. Тем, кто решит последовать советам, пригодятся
«Сказки и истории в помощь родителям».