ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
Планирование урока: от финала к... цели
Известный американский педагог Мелисса Келли предлагает свой способ подготовки к занятию
Любого учителя, в какой бы стране он ни работал – и там,
где его профессия престижна и лучше оплачивается, и там, где он
работает «на голом энтузиазме», – в любых условиях его волнуют примерно
одни и те же проблемы: как заинтересовать учеников, как провести такой
урок, чтобы дети в самом деле чему-то научились. Время от времени
придумываются интересные приемы, формы работы. Что-то наверняка
применимо и в наших школах. Например, все учителя регулярно пишут планы
уроков – для начальства, чиновников, проверяющих. Но когда
все необходимые документы в порядке, наступает время и в самом деле
подумать, чем мы собираемся заниматься завтра с учениками.
Начало
Придумывать урок Мелисса рекомендует с финала: чему, по нашему
мнению, дети научатся на этом занятии, с какими мыслями, вопросами,
ощущениями выйдут из кабинета. Основные пункты задуманного стоит даже
записать на листе бумаги, несколько строк.
Вторая часть этой мысли: какое отношение к программе, государственным
стандартам имеют записанные вами цели. То, что напрямую связано с
нормативами, можно подчеркнуть. Возможно, для вас, для вашего класса
это не самое главное на сегодняшний день. Но именно эти строчки
оправдывают присутствие данного занятия в курсе государственной школы.
Свои приоритеты (с учетом возраста детей, их индивидуальных
особенностей) лучше выделить фломастером другого цвета.
Только сформулировав максимально конкретно финал урока, можно решать,
как приступить к намеченной цели.
Слова, слова
Каждый урок – это возможность узнать что-то новое о себе, об
окружающем мире. Узнать – значит назвать.
Составьте список «умных» слов, которые прозвучат на занятии. Какие-то
термины ребята уже слышали, возможно, не запомнили сразу. Какие-то
услышат впервые. Придется объяснить новое понятие или организовать
самостоятельное исследование значения.
Список поможет не потерять ни одного важного термина за разговорами и
всякими делами и в то же время не тешить себя иллюзиями, что класс без
усилий понимает наши рассуждения.
Материальная база
Некоторые уроки требуют особых материалов, которых нет в
кабинете. К примеру, отксерокопированные в определенном количестве
карточки с заданиями, аппаратура для демонстрации видеоматериала,
книги, которые придется захватить из дома или заранее взять в
библиотеке. Для пущего спокойствия составьте список всего, что
понадобится, тогда перед уроком вы сможете, взглянув на листочек,
убедиться, что ничего не забыто.
Кстати, в этот же список можно внести номера страниц книги или
учебника, которые потребуется открыть на занятии, номера упражнений,
которые нужно будет выполнить или задать на дом.
Время
Обдумывая ход урока, полезно прикинуть, сколько времени
потребуется на каждый этап урока. Посчитайте, сколько минут на
объяснения учителя, сколько – на разговоры детей, сколько – на работу с
текстом в широком смысле слова (учебник, журнальная статья, стихи,
диаграммы, картина, кино, сочинение…). В зависимости от особенностей
конкретного урока соотношение временных отрезков может меняться.
Однако, заметив, что регулярно уроки проходят в форме лекций, стоит
задуматься, какие еще формы работы могли бы помочь в обучении детей. В
конце концов, много и громко говорить не полезно для здоровья.
Инструкции
Урок – это не только изучение нового, но и применение
приобретенных знаний. Ребята могут делать это индивидуально,
коллективно или в группе. В любом случае им потребуются инструкции
учителя. Иногда удобно их записать заранее, распечатать и раздать
классу, чтобы не тратить время на диктовку. Но даже если нет
возможности отксерить нужное количество копий, хотя бы в одном
экземпляре запишите для себя пункты задания самостоятельной работы. Так
легче подобрать точные формулировки (чтобы избежать недопонимания и
лишних вопросов), проконтролировать сложность алгоритма. Сколько
«шагов» инструкции способны удержать в сознании ваши ученики? Если речь
идет о младших подростках, три пункта – это предел. Остальное придется
вычеркнуть или переписать в инструкцию № 2, к которой переходят те, кто
справился с первым заданием.
Домашнее задание
Ход урока не всегда предсказуем. Иногда в запланированное
задание приходится вносить существенные изменения, вплоть до
радикального отказа от вчерашнего замысла. Как и ученики, педагог
обязательно должен записать себе домашнее задание в конце урока, чтобы
потом не возникло разногласий на тему «Вы нам не задавали».