Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2011
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Латыпова Роза

Индустрия образовательных рекордов

Почему из олимпиад уходит их педагогическая и творческая составляющая

Школьные олимпиады теперь прочно обосновались в начале учебного года. Почему же в начале? Ведь прежде они проводились весной, были одной из форм подведения итогов и шли в унисон с учебным процессом.

Спонсор публикации статьи: школа вождения "Авто-online" предлагает пройти обучение управления легковым и грузовым автомобилем, мотоциклом, квадроциклом и снегоходом в Москве. Если Вы ищете автошколы Москвы, то обратившись в "Авто-online", Вы получите возможность обучаться у профессиональных инструкторов с большим опытом работы, а более 50 филиалов автокурсов для теоретических занятий и более 50 площадок для уроков вождения, позволят проходить обучении в удобном для Вас районе Москвы. Подробнее ознакомиться с предложением можно на сайте автошколы, который располагается по адресу www.auto-online.ru

Однако организаторам удобнее иначе, и вся первая половина учебного года у нас теперь превращена в изнурительный олимпиадный марафон. Ученики должны найти время на подготовку и участие в нескольких олимпиадах, бегать по разным школам, а учителя – тренировать, потом ходить проверять, наблюдать… и не забывать об обычных немалых обязанностях. И все равно пропуски уроков, сокращение уроков – учебный процесс меняет направленность. Во имя чего?
Казалось бы, все, что мы делаем в школе, должно быть наполнено педагогическим содержанием: наша программа, отметки, любые конкурсы, любые соревнования, мониторинги, предметные вечера, каждый шаг, каждое слово – все имеет воспитательное и образовательное значение. И наука для детей должна быть привлекательной, чтобы пробудить интерес.
Я помню время, когда ученики приходили с олимпиад с горящими глазами. Они страстно и заинтересованно обсуждали между собой и с учителями олимпиадные задания. Это было, безусловно, положительное событие. Теперь они приходят с олимпиады подавленными, вид у них затравленный, говорить ни о чем не хотят. Это не «дети другие», это мы, взрослые, не ведаем, что творим. В погоне за каким-то неопределенным результатом, за первенством убиваем в детях вкус к познанию.
Много лет наблюдая за олимпиадными заданиями, я вижу: они идут по пути не­оправданного усложнения. Это вопросы, которые призваны быть просто трудными, наукообразными – не на смекалку, догадку, эрудицию. Они не игровые, не занимательные, не интересные, а только запредельно сложные. Это отшибает всякое желание учеников пробовать свои силы.
Но я ратую не только против усложнения заданий, я протестую против их хаотичности, случайности, бессистемности. Я говорю о культуре заданий, о чувстве меры в том числе. Иначе в учениках срабатывает эффект самосохранения и они отказываются от участия, даже одаренные дети.
Этой осенью мне довелось побывать на олимпиадном тренинге в Москве. Люди, которые его проводили, почему-то считают, что дети обязаны знать то, что знают они сами, и ни малейшего представления о возможностях школы и школьников. Никакими нормами они себя не озадачивают.
Такая позиция составителей могла бы быть справедливой, если бы в олимпиадах принимали участие только желающие и только одаренные ученики и это мероприятие было бы их личным делом. Но все обстоит иначе.
Школе нужны как победители, так и участники, это влияет на рейтинг. Зарплаты учителей завязаны на результаты соревновательных мероприятий самого разного уровня. Олимпиады мы обязаны обеспечить все. Учитель просто должен производить чемпионов, хотя бы настоящий талант в этой параллели, в этом году ему и не встретился. И каково это старательным, умным ребятам, с неба звезд не хватающим, сталкиваться с вопросами, опережающими школьную программу на год-два или требующими особого склада ума.
Школьные олимпиады (ВОШ) модернизированы, их смысл совершенно изменился, за качество материалов ответственности никто не несет, зато количество предлагаемых соревновательных и контрольных мероприятий зашкаливает.
Кроме ВОШ – «Кенгуренок», «Медвежонок», «Бульдог», «Олимпикус» и т.д.; и на все про все мониторинги местного уровня. Ученики постоянно соревнуются, учителя заняты в проверках и комиссиях – и все это крутится в первом полугодии. Учить, учиться – некогда. Это хоть кого-то может заинтересовать?