Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2011
Первая тетрадь
Политика образования

Дашковская Ольга

Андрей Фурсенко не исключает разделения Минобрнауки

Министр подводит итоги 2011 года и делится планами на будущее

19 декабря состоялась уже ставшая традиционной предновогодняя встреча журналистов с министром образования и науки Андреем Фурсенко, который подвел итоги уходящего года и ответил на вопросы собравшихся.

О повышении зарплаты

Одним из самых удачных министр считает правительственный проект модернизации региональных систем общего образования, целью которого является повышение зарплаты учителей с 1 сентября 2011 г. – в одних субъектах РФ на 30%, в других – до средней по экономике региона.
По свидетельству А.Фурсенко, звонков на «горячую линию», открытую в Минобр­науки 17 октября, сейчас поступает «в десятки раз меньше, чем в самом начале» (об этом мы писали: http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201101829). Причину улучшения ситуации министр видит в том, что многие руководители региональных органов управления образованием выезжают в школы – с тем чтобы лично контролировать ситуацию на местах. Теперь наибольшее беспокойство управленцев вызывают вопросы, связанные с повышением зарплаты воспитателей ДОУ, психологов, социальных педагогов.
Также министерство поставило перед ректорами подведомственных вузов задачу довести зарплату профессорско-преподавательского состава до средней по экономике конкретно. Руководители, которые с этой задачей не справляются, лишаются премиальных.
По словам министра, учительская зарплата была равна средней по экономике лишь в 1940 году, а потом медленно опускалась ниже этой отметки. Например, еще в начале 2000-х она составляла менее 50% по экономике, после чего начался подъем, а в настоящее время есть надежда решить эту задачу.

О ЕГЭ

Комментируя планы Рособрнадзора по созданию независимых центров по проведению ЕГЭ (подробнее мы писали об этом: http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201101904), А.Фурсенко честно признался, что плохо себе представляет это нововведение и не понимает, в чем его смысл.
«Эта система не может быть отделена от государства, поскольку именно государство отвечает за качество образования», – убежден глава Минобрнауки.
Что же касается борьбы с махинациями во время проведения ЕГЭ, то в данном случае министр не исключил возможности установления в пунктах проведения экзаменов веб-камер с выходом в интернет: всего, по подсчетам Андрея Фурсенко, понадобится порядка 45 тысяч таких устройств.
«Но прежде всего надо поменять сознание людей, – считает А.Фурсенко.– До тех пор, пока бытует убеждение, что хорошую оценку можно получить благодаря чьей-то помощи, а не собственным знаниям, никакая техника не спасет. Кто-то сломает камеру, кто-то устроит помехи, кто-то запишет не то изображение…»

О работе с отстающими и одаренными

Также министру задали вопрос о том, может ли служить примером для России опыт Финляндии, где основное внимание уделяется работе с отстающими учениками и выравниванию возможностей всех детей.
По мнению А.Фурсенко, недостаток этой системы заключается в том, что она не всегда ориентирована на развитие, скорее – на усреднение. Даже экономическая система в Скандинавских странах «заточена» на достижение социального равенства: кто хочет выделиться и заработать много денег – вынужден уехать из страны.
«Если учитель занимается только с отстающими, то все остальные дети деградируют. Поэтому надо создавать условия для талантливых детей. С другой стороны, когда мы делаем ставку на лидеров, мы не уделяем должного внимания тем, кто испытывает проблемы в обучении, и такие дети превращаются в аутсайдеров», – констатировал министр.
По его мнению, «надо искать баланс, а не акцентировать внимание на чем-то одном, и важно ставить для каждого ученика максимальную задачу».

О главной задаче образования

«Проблема образования для России и для всего мира является ключевой, и если мы хотим изменить мир, нам надо перестроить систему образования», – считает А.Фурсенко.
Сегодня на первый план выходит проблема профессиональной востребованности, общественного статуса гражданина, и эта задача, по мнению министра, решается неправильно. Например, причина арабских революций, по его словам, кроется «в невостребованности людей, в том, что они не нашли своего места в обществе».

О возможных переменах

Предстоящие выборы Президента РФ неизбежно приведут к организационным изменениям в системе образования.
Министр не опроверг, но и не подтвердил слухов о возможном разделении руководимого им ведомства на два – Минобразования и Миннауки, как это было до административной реформы 2004 года и до его назначения на пост министра.
По мнению А.Фурсенко, «часть полномочий можно было бы передать, хотя при этом будет определенный провал».
При этом он убежден, что «не надо бояться потерь на каком-то этапе, зато стратегически это будет более выигрышное решение».