В защиту учителя-практика
Высокомерное отношение к практической деятельности педагогов говорит только об одном: о непрофессионализме теоретиков-ученых
Не вопрос – почему учительская аудитория очень часто
инертно-агрессивна: какие силы определяют развитие людей, такие и люди.
Бесконечные «новые системы» и «новые требования» сведут с ума хоть
кого. Спроси психологов, социологов, антропологов – скажут: содержание
и образ человека, его психологические возможности формируют в основном
условия, в которых он находится, особенно люди, от которых он зависит.
Тут можно поставить отточие, потому что всем ясно, кто и как выживает
сегодня в школе.
Тем не менее школа стоит и продолжает делать выпуски, по
миллиону человек в год. Чудесным образом? Или все-таки благодаря
успешным педагогическим практикам, которые осуществляет каждый учитель
в отдельности, забывая о своей инертности и агрессивности внутри
класса, предмета, детских проблем?
Тогда возникает вопрос, который мы уже формулировали: почему
Самое Главное в нашем образовании происходит факультативно, едва не
тайно, а всякая дребедень возведена в ранг высших достижений?
Конечно, проблему создает сама линейная структура организации
всего и вся. Одна иерархия:
учитель–завуч–директор–специалист–ученый–академик. Учитель, конечно,
внизу, ему надо дать это понять. Следующая иерархия: теория – научные
изыскания – методика – практика. Практика, конечно, внизу, ведь она
«ест с руки» теории! Практиков все время надо ставить на место.
Проблема в том, что учитель-практик внутренне с таким
положением дел не согласен, и он прав, его значение очень велико.
Другое дело, что выявить и выразить ценности, которые работают в его
практике на пользу детям, сам он не всегда может, а поддержку в этом
ему никто давать не собирается. Это он обязан давать поддержку всему
вспомогательному окружению.
И начинается реакция на несправедливость: «Что мне ваша
теория… теорий много, я одна… зря потраченное время… вы сами встаньте
перед классом… да за что их наградили, мы лучшие» – определенно
озлобленность и обида.
Но что можно сделать, если такие грустные у нас традиции?
Попробовать переломить. Все дальнейшее – не какие-то
самодумные мысли из газеты, а тренды современной науки. Итак, ставим
вперед практику, более того, представляем ее в виде окружности (в пику
линии), внутрь помещаем теорию. Эту модель представлял на семинаре в
НИУ ВШЭ Сэт Шахлин, специалист в области образования и
культурно-исторических исследований с мировым именем. Ни у кого нет
такой сильной обязанности работать в поле собственной практики, как у
самого практика. Новые возможности практики (знания) появляются у
человека в результате ее анализа. Таким образом, теория – внутренняя
сущность практики.
Что же нам мешает изучать и, значит, обогащать практику?
Во-первых, личные мнения, во-вторых, принятые нормы. Сущностные вещи
сквозь них увидеть очень трудно. Однако можно, если задаваться
вопросами: что именно делается? Какие потребности удовлетворяются? В
чем нехватка?
Например, спросим: в чем суть потребности в школьном
образовании? Смотрим на варианты и смотрим на основания (источники).
Кто первый создавал, зачем? Как сегодня власть обосновывает
существование системы образования? Когда мы сами что-то поясняем в
своей работе, это тоже может быть сущностью дела.
Идем дальше. Зачем школа? По идее, изначально – забота
общества о детях и о будущем человечества. А если не задумываться, то
просто место работы.
Анализ урока. Зачем? Не спрашиваем, «так положено». По какой
причине мы участвуем в разборе чужого урока, зачем? Не спрашиваем, «так
надо». Кто и зачем выставил такие критерии урока, а не другие? Опять не
спрашиваем, а бодро идем по заданному плану.
Рутинная система отношений засасывает, и она гораздо ниже,
примитивнее того, что мы могли бы делать, что – чувствуем – делать в
школе надо бы. Создавать такую систему отношений, которая выше
повседневности, но в то же время опирается на реальную деятельность.
Тогда бы, на этом стыке, могло возникнуть плодотворное напряжение,
пускающее человека в рост. Но пока школьных учителей напрягает другое:
где что сказать, куда кого направить, как выкрутиться, суметь
отчитаться в невозможном и не потерять при этом лица.
Зачем анализ урока? Чтобы учиться у реальности. Зачем тогда
урок? Чтобы создавать учебную реальность, а не изображать то, чего нет
или вовсе не бывает, «а надо». Для чего мы обсуждаем чужой урок? Чтобы
отрефлексировать свою практику, увидев в чужой то, что в твоей доныне
жило имплицитно, не было выражено.
Невыраженного педагогического знания в работе каждого учителя
очень много, но до него никому нет дела, самому учителю тоже. Он не
думает о том, что на самом деле делает, а несется куда-то за нужными
словами, образцами, схемами – к методисту, специалисту, ученому. И
вместо истинных своих достижений обрабатывает для отчетов какие-то
фиктивные, умозрительные:
– А что я, есть те, кто знает, как, что и сколько надо
написать, просто выполнить.
Срочно надо с этим кончать. Сегодня наука располагает
эмпирическими данными о том, что рефлексивность встроена в любую, самую
монотонную деятельность. Когда сам учитель концептуализирует
собственную практику (не прямо по ходу урока, нет, дома или по дороге),
он, конечно, затрудняется в оформлении и удержании модели, напрягается,
но как раз в этот момент и вырывается в идеальный план, к новым
выводам.
А разговоры о том, что учитель не может и не должен вести
какие-то исследования («лучше бы вообще не брались»), думать-размышлать
вообще, а только исполнять, что ему скажут важные люди, – эти разговоры
как раз и ведут эти самые «важные люди», чтобы хлеб не потерять.
Кстати, нерефлексивное отношение к собственной деятельности и у
академиков не редкость.
Так, бишь, о чем мы? Учитель, и никто за него, ведет практику
обучения детей, только он слышит и видит потребности, на которых эта
практика строится, соответственно он сам в состоянии формировать
теоретические представления о своей практике, искать и находить
необходимые для этого знания и другие ресурсы.
Тогда он твердо знает, что и для чего происходит в каждую
минуту урока, знает «зачем». Твердо – значит, может объяснить всем и
каждому. А если у нас нет такого учителя или «нам такого не разрешают»,
давайте перестанем думать и говорить об обществе, в котором все люди в
состоянии рефлексировать, анализировать, строить прогнозы. Вообще –
отвечать за себя.