Школьный фильтр, превратившийся в заглушку
Новые стандарты предусматривают работу на уроке с выходом
ученика в Сеть, но только очень далекий от реальной школы человек может
думать, что дети и вправду что-то там осваивают. Контент фильтруется
настолько жестко, что поиск в школьном интернете выглядит как насмешка.
Нам пришло письмо.
«Трудно обучать
детей тому, что не находит подкрепления в повседневности. Иностранному
языку, например. Между теоретическими знаниями учебника и окружающей
жизнью большой зазор, и ты задумываешься о том, как бы привлечь к
занятиям носителей языка.
Понимаю, что не открываю
этим Америки, но для меня организация общения через видеочат на уроке в
11 классе оказалась не таким уж простым делом.
Поначалу казалось, что
самое трудное – отыскать не просто «носителей» из Англии, США и
Австралии, а именно подростков, живущих там; плюс вопрос разницы во
времени. Но кто ищет, тот находит, пусть и не без труда. Три человека
захотели пообщаться с российскими школьниками, несмотря на огромную
разницу во времени, а один из них, житель Лондона, даже побывал у нас в
Хабаровске.
Однако главные трудности
были впереди. Программа, при помощи которой я вел поиск носителей
языка, Camfrog, – одновременно и программа для проведения видеочатов, и
хотя она обладает функцией «родительский контроль», использование ее на
уроке оказалось невозможным. Она автоматически блокируется школьными
фильтрами, как все чаты. И куда я только ни обращался, ничего сделать
было нельзя.
Надо сказать, искать
небольшие видеосюжеты для уроков иностранного языка мне приходится
часто, но найти их на сайтах, рекомендованных и допущенных
Министерством образования, никогда не удается. А вот на сайтах хостинга
YouTube можно, однако он блокируется как нежелательный для просмотра в
учебных заведениях. И поскольку никаких конкурентоспособных альтернатив
у YouTube нет, ты остаешься «учителем с флэшкой», а не организатором
работы детей в Сети.
Что же я сделал? Принес
на урок свой домашний ноутбук и модем одного из сотовых операторов, и
хотя перепады скорости 3G-модема работу видеочата не упрощали, дети все
же включились в разговор.
Это надо было видеть:
самые первые попытки онлайн-общения на английском языке, их удивление
от живой беглой речи, и сразу – желание «схватить», догадаться. И пусть
вопросы они задавали не самые сложные с точки зрения грамматики,
интерес был огромный.
Такие уроки, на которых
10–15 минут дети могли бы поговорить-послушать, и им это давало бы
стимул учить язык дальше, регулярно проводить было бы можно, если бы
интернет был проведен в школы в интересах подрастающего поколения, а не
для удобства управлений образования».
Константин ГОРОХОВ
г. Хабаровск