Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2011
Первая тетрадь
Политика образования

Дашковская Ольга

Школа в 2020 году: четыре сценария будущего

Cохранится ли школа к 2020 году, а если да, то какой она будет? Возможные сценарии развития образования в России в рамках Стратегии – 2020 представили образовательному сообществу Исак Фрумин, научный руководитель ИРО НИУ ВШЭ, и Анатолий Каспржак, ректор Московской высшей школы экономических и социальных наук.


Хорошие новости

Эксперты с них и начали. По доступности среднего полного образования Россия входит в число мировых лидеров. Доля населения без образования и с начальным общим образованием составляет в России менее 2%, один из самых низких показателей среди стран ОЭСР. Одной из самых низких, 9%, является в России и доля лиц с основным общим образованием. Меньший показатель в странах ОЭСР зафиксирован только в США и Израиле. По доле населения, имеющего образование не ниже среднего профессионального, Россия (47%) уступает только Канаде (48%), значительно опережая остальные страны ОЭСР, а по доле населения с высшим образованием превышает средние показатели в этих странах.
Согласно результатам исследования PIRLS, в 2006 году российские школьники четвертых классов (выпускники начальной школы) продемонстрировали самые высокие результаты среди сверстников из 40 стран мира по умению читать и понимать тексты. Более 60% российских четвероклассников достигли высокого уровня понимания текстов, из них 19% – самого продвинутого уровня читательской компетентности.
Результаты международных исследований в области математического и естественно-научного образования (TIMSS 1995, 1999, 2003 и 2007 годов) показывают, что средний уровень подготовки российских школьников 4 и 8 классов по естественно-научным и математическим предметам устойчиво превышает средние международные показатели. Российские школьники отстают лишь от учеников лидирующей в мире группы стран Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона (Япония, Корея, Сингапур).


В то же время…

Результаты международного исследования PISA за 2000–2009 годы свидетельствуют о том, что по всем ключевым направлениям российские учащиеся, оканчивая основную школу, значительно отстают от сверстников из большинства развитых стран мира. Большинство российских учащихся умеют лишь воспроизводить знания и применять известные алгоритмы решения задач, но не обладают навыками обобщения, анализа, прогнозирования, выдвижения гипотез и т.д.
Причины? Одна из основных – ухудшение качества педагогического корпуса. Доля учителей пенсионного возраста за 2002–2010 гг. выросла с 11 до 18%. При этом доля педагогов до 30 лет составляет всего 13%.
Учительская зарплата не является конкурентоспособной на рынке труда. «А начатый в 2011 г. проект модернизации региональных систем школьного образования, нацеленный на повышение зарплаты учителей, к сожалению, не позволит быстро, системно и устойчиво решить проблему», – констатируют авторы доклада.
К опасным тенденциям эксперты также относят межрегиональную и межмуниципальную дифференциацию систем образования. По расходам на одного учащегося в 2009 году регионы различались в 2,7 раза – с учетом паритета покупательной способности. Например, доля обучающихся в современных условиях в Тюменской области – 88%, а в Дагестане – 2,6%, в среднем по России – 27%.
В результате все больше родителей выбирают альтернативные формы получения образования для своих детей – семейное, домашнее, экстернат. В вечерних школах обучаются более 10% детей.
Наконец признали: общеобразовательная школа перестает соответствовать запросам значительной части населения.


Что-то есть у нас, кроме школы?

«Необходим выход за пределы формального образования, использование возможностей других социальных институтов. Во многих странах школа превращается из монополиста в координатора образования и социализации», – считают авторы доклада.
Выход куда? Допустим, в дополнительное образование. Но о его зрелости и развитости говорить не приходится. Согласно данным доклада, российские дети из неблагополучных семей, как правило, не получают доступа к кружкам и секциям, а значит, имеют меньше шансов и на успехи.
Фактически в 2010 году бесплатные программы дополнительного образования посещали всего 24% школьников. За последние десятилетия система дополнительного образования потеряла значительную часть кадровых и финансовых ресурсов.
Резко сократилось число библиотек для детей (с 4522 учреждений в 1995 году до 3926 – в 2008 г.). В период с 2005-го по 2010 г. число детских оздоровительных лагерей в стране уменьшилось на 5 тысяч. Практически перестали существовать детские и молодежные общественные организации. Если они и действуют, то локально и кустарно.
«Сохранение создавшейся ситуации является риском усиления негативных явлений в подростковой среде (алкоголизма, употребления наркотиков, экстремизма)»,– констатируют авторы доклада.

А если поскрести по сусекам сокровищницы культуры?

К числу рисков докладчики отнесли и разрушение привычных культурных ценностей, отсутствие образцов, на которые может опираться подрастающее поколение. Новых нет, а старые определенно не работают.
«Все время, буквально каждую неделю, слышишь то от одного, то от другого преподавателя, что студенты не читали “Как закалялась сталь”, а когда говоришь “Белеет парус одинокий”, у них никакой реакции»,– посетовал Исак Фрумин.
Более того: в школах около 30% детей мигрантов, «которые не слышали ни одной русской сказки и просто плохо говорят по-русски».
Разработчики называют это явление «культурной фрагментацией» и считают, что через 8 лет система образования должна научиться отвечать на эти вызовы либо она рухнет за ненадобностью.
Эксперты уже подумали о том, какие действия будут способствовать развитию системы образования, а какие – развалу. Итак, три сценария событий на 2020-й.

Образование на распутье: реставрация, стабилизация, модернизация…

Реставрационный сценарий возвращает нас в советские времена и отменяет все, что было наработано за годы реформ, в том числе ЕГЭ и вариативность. Опять введение единых программ и учебников – так, чтобы, по словам Фрумина, «29 ноября все шестиклассники открывали учебник литературы на картине Чуйкова “Дочь советской Киргизии”». И это, кстати, не смешно, потому что Анатолий Каспржак привел данные опроса, проведенного в рамках подготовки данного документа: «30% родителей требуют возврата в советскую школу». Однако для этого надо вернуть государство в социалистический строй.

Стабилизационный сценарий, по мнению докладчиков, предпочтительнее. Он направлен на завершение начатых институциональных реформ – в том числе программы «Наша новая школа», 83-го ФЗ об автономных, бюджетных, казенных учреждениях. В числе ключевых задач, которые предлагается решить в ближайший период, – повышение доступности качественного образования за счет развития негосударственного сектора и так называемых комплексных социально-культурных учреждений, оказывающих многопрофильные услуги. Вторая задача – забота об образовательной успешности каждого ребенка. Чтобы ее решить, необходимо научить учителей работать с разными группами детей – мигрантами, инвалидами, одаренными, детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Центром стабилизационного сценария является эффективный контракт с учителем: уровень заработной платы педагогов общеобразовательных учреждений к 2017 г. должен быть доведен до 115% от средней по экономике региона, а педагогов дошкольного и дополнительного образования – до средней заработной платы по экономике. Успешная реализация стабилизационного сценария, считают разработчики стратегии, снимет остроту текущих проблем.

Модернизационный сценарий. Это четкая ориентация на новые результаты и на новое качество российского образования. Особый акцент делается на достижение российскими школьниками результатов, позволяющих войти в группу лидеров по показателям исследования PISA. В том числе работать на сокращение отставания наиболее слабых учащихся от самых успешных – это один из критериев оценки образования в этом международном исследовании. Для выполнения этой задачи, по мнению авторов стратегии, должна быть создана современная национальная система оценки качества образования, дополняющая ГИА и ЕГЭ и включающая регулярные мониторинги качества образования и социализации, на основе которых формируется портфолио учебных и внеучебных достижений школьников. Будет обеспечена поддержка общественной оценки качества образования, в связи с этим планируется расширить полномочия управляющих советов. Рекомендуется увеличить объем исследовательской и проектной деятельности учащихся, а для реализации профильного обучения и работы с одаренными детьми привлечь ведущие университеты. Решения в области подготовки и обновления педагогических кадров: введение годовой интернатуры и квалификационных испытаний для будущих педагогов, модернизация системы пенсионного обеспечения учителей, привлечение в школы молодых специалистов за счет высокой стартовой заработной платы, льготной ипотеки и других современных механизмов.

Инновационный сценарий. Сами разработчики называют его радикальным. Ведь для его выполнения потребуется все деньги потратить на развитие системы дополнительного образования, на поддержку негосударственных институтов в этой сфере, на интернет-проекты. Но, как констатировал Исак Фрумин, «к этому не готово наше общество сегодня и скорее всего не будет готово ни через 4, ни даже через 7 лет».

Так что группа экспертов рекомендует обязательную реализацию стабилизационного плана действий с постепенным переходом к модернизационному сценарию с элементами инновационного.

И еще 8 лет на раскачку?

Как и кем эти представления будут реализовываться? Например, в тексте есть указание на то, что продолжительность учебного года в российских школах существенно меньше, чем в зарубежных. Будут ли сокращать каникулы?
Или новая система оплаты труда учителей: даже в группе разработчиков, по их собственному признанию, развернулись дискуссии на эту тему.
Ценности подростков, о которых вроде бы хлопочут. По данным директора Института социологии РАО Владимира Собкина, 60% подростков считают себя членами различных неформальных групп, а опыта работы у педагогов в этой сфере нет никакого.
Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович критикует экспертов за некоторую размытость их позиции: «Авторы документа предлагают структуру для обучения, воспитания, социализации, но непонятно, обучение чему, воспитание на каких примерах, социализация в чем, в каких формах? Боюсь, что в эту модель может быть вложено любое содержание. А разработчики стратегии тщательно избегают конкретного разговора о базовых ценностных ориентациях. Единственным критерием, похоже, служит PISA, но этого явно недостаточно».
Директор Института истории и теории педагогики РАО Светлана Иванова видит ситуацию иначе: «В этом докладе не было частностей, и это хорошо, потому что стратегия требует анализа ситуации и постановки задач. Первое, на мой взгляд, удалось, а со вторым сложнее: просто в профессиональном сообществе пока нет единого мнения по многим вопросам».
По мнению Ефима Рачевского, директора московского центра образования «Царицыно», для того, чтобы изменилась начальная школа, нужно 6 лет, для реформирования основной – не менее 12 лет. Хотя у него есть сомнения по поводу того, сохранится ли к 2020 году школа в ее нынешнем виде. Ведь число тех, кто ее покидает, уже перевалило за 100 тысяч!