Школа в 2020 году: четыре сценария будущего
Cохранится ли школа к 2020 году, а если да, то какой она
будет? Возможные сценарии развития образования в России в рамках
Стратегии – 2020 представили образовательному сообществу Исак Фрумин,
научный руководитель ИРО НИУ ВШЭ, и Анатолий Каспржак, ректор
Московской высшей школы экономических и социальных наук.
Хорошие новости
Эксперты с них и начали. По доступности среднего полного
образования Россия входит в число мировых лидеров. Доля населения без
образования и с начальным общим образованием составляет в России менее
2%, один из самых низких показателей среди стран ОЭСР. Одной из самых
низких, 9%, является в России и доля лиц с основным общим образованием.
Меньший показатель в странах ОЭСР зафиксирован только в США и Израиле.
По доле населения, имеющего образование не ниже среднего
профессионального, Россия (47%) уступает только Канаде (48%),
значительно опережая остальные страны ОЭСР, а по доле населения с
высшим образованием превышает средние показатели в этих странах.
Согласно результатам исследования PIRLS, в 2006 году российские
школьники четвертых классов (выпускники начальной школы)
продемонстрировали самые высокие результаты среди сверстников из 40
стран мира по умению читать и понимать тексты. Более 60% российских
четвероклассников достигли высокого уровня понимания текстов, из них
19% – самого продвинутого уровня читательской компетентности.
Результаты международных исследований в области математического и
естественно-научного образования (TIMSS 1995, 1999, 2003 и 2007 годов)
показывают, что средний уровень подготовки российских школьников 4 и 8
классов по естественно-научным и математическим предметам устойчиво
превышает средние международные показатели. Российские школьники
отстают лишь от учеников лидирующей в мире группы стран Юго-Восточной
Азии и Тихоокеанского региона (Япония, Корея, Сингапур).
В то же время…
Результаты международного исследования PISA за 2000–2009 годы
свидетельствуют о том, что по всем ключевым направлениям российские
учащиеся, оканчивая основную школу, значительно отстают от сверстников
из большинства развитых стран мира. Большинство российских учащихся
умеют лишь воспроизводить знания и применять известные алгоритмы
решения задач, но не обладают навыками обобщения, анализа,
прогнозирования, выдвижения гипотез и т.д.
Причины? Одна из основных – ухудшение качества педагогического корпуса.
Доля учителей пенсионного возраста за 2002–2010 гг. выросла с 11 до
18%. При этом доля педагогов до 30 лет составляет всего 13%.
Учительская зарплата не является конкурентоспособной на рынке труда. «А
начатый в 2011 г. проект модернизации региональных систем школьного
образования, нацеленный на повышение зарплаты учителей, к сожалению, не
позволит быстро, системно и устойчиво решить проблему», – констатируют
авторы доклада.
К опасным тенденциям эксперты также относят межрегиональную и
межмуниципальную дифференциацию систем образования. По расходам на
одного учащегося в 2009 году регионы различались в 2,7 раза – с учетом
паритета покупательной способности. Например, доля обучающихся в
современных условиях в Тюменской области – 88%, а в Дагестане – 2,6%, в
среднем по России – 27%.
В результате все больше родителей выбирают альтернативные формы
получения образования для своих детей – семейное, домашнее, экстернат.
В вечерних школах обучаются более 10% детей.
Наконец признали: общеобразовательная школа перестает соответствовать
запросам значительной части населения.
Что-то есть у нас, кроме школы?
«Необходим выход за пределы формального образования,
использование возможностей других социальных институтов. Во многих
странах школа превращается из монополиста в координатора образования и
социализации», – считают авторы доклада.
Выход куда? Допустим, в дополнительное образование. Но о его зрелости и
развитости говорить не приходится. Согласно данным доклада, российские
дети из неблагополучных семей, как правило, не получают доступа к
кружкам и секциям, а значит, имеют меньше шансов и на успехи.
Фактически в 2010 году бесплатные программы дополнительного образования
посещали всего 24% школьников. За последние десятилетия система
дополнительного образования потеряла значительную часть кадровых и
финансовых ресурсов.
Резко сократилось число библиотек для детей (с 4522 учреждений в 1995
году до 3926 – в 2008 г.). В период с 2005-го по 2010 г. число детских
оздоровительных лагерей в стране уменьшилось на 5 тысяч. Практически
перестали существовать детские и молодежные общественные организации.
Если они и действуют, то локально и кустарно.
«Сохранение создавшейся ситуации является риском усиления негативных
явлений в подростковой среде (алкоголизма, употребления наркотиков,
экстремизма)»,– констатируют авторы доклада.
А если поскрести по сусекам
сокровищницы культуры?
К числу рисков докладчики отнесли и разрушение привычных
культурных ценностей, отсутствие образцов, на которые может опираться
подрастающее поколение. Новых нет, а старые определенно не работают.
«Все время, буквально каждую неделю, слышишь то от одного, то от
другого преподавателя, что студенты не читали “Как закалялась сталь”, а
когда говоришь “Белеет парус одинокий”, у них никакой реакции»,–
посетовал Исак Фрумин.
Более того: в школах около 30% детей мигрантов, «которые не слышали ни
одной русской сказки и просто плохо говорят по-русски».
Разработчики называют это явление «культурной фрагментацией» и считают,
что через 8 лет система образования должна научиться отвечать на эти
вызовы либо она рухнет за ненадобностью.
Эксперты уже подумали о том, какие действия будут способствовать
развитию системы образования, а какие – развалу. Итак, три сценария
событий на 2020-й.
Образование на распутье:
реставрация, стабилизация, модернизация…
Реставрационный сценарий возвращает нас в советские времена и
отменяет все, что было наработано за годы реформ, в том числе ЕГЭ и
вариативность. Опять введение единых программ и учебников – так, чтобы,
по словам Фрумина, «29 ноября все шестиклассники открывали учебник
литературы на картине Чуйкова “Дочь советской Киргизии”». И это,
кстати, не смешно, потому что Анатолий Каспржак привел данные опроса,
проведенного в рамках подготовки данного документа: «30% родителей
требуют возврата в советскую школу». Однако для этого надо вернуть
государство в социалистический строй.
Стабилизационный
сценарий, по мнению докладчиков, предпочтительнее. Он
направлен на завершение начатых институциональных реформ – в том числе
программы «Наша новая школа», 83-го ФЗ об автономных, бюджетных,
казенных учреждениях. В числе ключевых задач, которые предлагается
решить в ближайший период, – повышение доступности качественного
образования за счет развития негосударственного сектора и так
называемых комплексных социально-культурных учреждений, оказывающих
многопрофильные услуги. Вторая задача – забота об образовательной
успешности каждого ребенка. Чтобы ее решить, необходимо научить
учителей работать с разными группами детей – мигрантами, инвалидами,
одаренными, детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Центром
стабилизационного сценария является эффективный контракт с учителем:
уровень заработной платы педагогов общеобразовательных учреждений к
2017 г. должен быть доведен до 115% от средней по экономике региона, а
педагогов дошкольного и дополнительного образования – до средней
заработной платы по экономике. Успешная реализация стабилизационного
сценария, считают разработчики стратегии, снимет остроту текущих
проблем.
Модернизационный
сценарий. Это четкая ориентация на новые результаты и на
новое качество российского образования. Особый акцент делается на
достижение российскими школьниками результатов, позволяющих войти в
группу лидеров по показателям исследования PISA. В том числе работать
на сокращение отставания наиболее слабых учащихся от самых успешных –
это один из критериев оценки образования в этом международном
исследовании. Для выполнения этой задачи, по мнению авторов стратегии,
должна быть создана современная национальная система оценки качества
образования, дополняющая ГИА и ЕГЭ и включающая регулярные мониторинги
качества образования и социализации, на основе которых формируется
портфолио учебных и внеучебных достижений школьников. Будет обеспечена
поддержка общественной оценки качества образования, в связи с этим
планируется расширить полномочия управляющих советов. Рекомендуется
увеличить объем исследовательской и проектной деятельности учащихся, а
для реализации профильного обучения и работы с одаренными детьми
привлечь ведущие университеты. Решения в области подготовки и
обновления педагогических кадров: введение годовой интернатуры и
квалификационных испытаний для будущих педагогов, модернизация системы
пенсионного обеспечения учителей, привлечение в школы молодых
специалистов за счет высокой стартовой заработной платы, льготной
ипотеки и других современных механизмов.
Инновационный
сценарий. Сами разработчики называют его радикальным. Ведь
для его выполнения потребуется все деньги потратить на развитие системы
дополнительного образования, на поддержку негосударственных институтов
в этой сфере, на интернет-проекты. Но, как констатировал Исак Фрумин,
«к этому не готово наше общество сегодня и скорее всего не будет готово
ни через 4, ни даже через 7 лет».
Так что группа экспертов рекомендует обязательную реализацию
стабилизационного плана действий с постепенным переходом к
модернизационному сценарию с элементами инновационного.
И еще 8 лет на раскачку?
Как и кем эти представления будут реализовываться? Например, в
тексте есть указание на то, что продолжительность учебного года в
российских школах существенно меньше, чем в зарубежных. Будут ли
сокращать каникулы?
Или новая система оплаты труда учителей: даже в группе разработчиков,
по их собственному признанию, развернулись дискуссии на эту тему.
Ценности подростков, о которых вроде бы хлопочут. По данным директора
Института социологии РАО Владимира Собкина, 60% подростков считают себя
членами различных неформальных групп, а опыта работы у педагогов в этой
сфере нет никакого.
Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович критикует
экспертов за некоторую размытость их позиции: «Авторы документа
предлагают структуру для обучения, воспитания, социализации, но
непонятно, обучение чему, воспитание на каких примерах, социализация в
чем, в каких формах? Боюсь, что в эту модель может быть вложено любое
содержание. А разработчики стратегии тщательно избегают конкретного
разговора о базовых ценностных ориентациях. Единственным критерием,
похоже, служит PISA, но этого явно недостаточно».
Директор Института истории и теории педагогики РАО Светлана Иванова
видит ситуацию иначе: «В этом докладе не было частностей, и это хорошо,
потому что стратегия требует анализа ситуации и постановки задач.
Первое, на мой взгляд, удалось, а со вторым сложнее: просто в
профессиональном сообществе пока нет единого мнения по многим вопросам».
По мнению Ефима Рачевского, директора московского центра образования
«Царицыно», для того, чтобы изменилась начальная школа, нужно 6 лет,
для реформирования основной – не менее 12 лет. Хотя у него есть
сомнения по поводу того, сохранится ли к 2020 году школа в ее нынешнем
виде. Ведь число тех, кто ее покидает, уже перевалило за 100 тысяч!