ТУПИКИ УПРАВЛЕНИЯ
«Давайте писать правильно, без глупостей»
Обзор мнений первокурсников о недочетах ЕГЭ по русскому языку
Опрос проводился в ноябре, участвовал 21 человек.
1. Недочеты в
структуре теста
Самое главное – неравносильные по степени трудности комплекты.
Самый большой недочет структуры в вариантах ответов (вопросы
сформулированы так, что не понять, о чем спрашивают; что делаешь выбор
из ответов, где два настолько глупы, что просто непонятно зачем этот
«выбор» вообще нужен). Не всегда ясно, что делать, чтобы компьютер тебя
понял правильно.
2. Насколько
справедливо тест представил вашу грамотность?
Ответы распределились так: справедливо – 2 человека, на 80% –
2 человека, на 40% – 3. Остальные говорили «нет» и уточняли: акцент
делается не на знании предмета, а на определенных грамматических темах;
работать приходится с вырванными из контекста фразами, думать над
неправильными ответами; правила написания сочинения таковы, чтобы никто
не раскрыл сути текста. Наконец, это: «Я всегда пишу грамотно, а тесты
сдаю плохо».
3. Влияло ли
волнение на результат?
Только одному человеку «лучше думается в экстремальной
ситуации – мне было торжественно, ясно, хорошо». Остальные уверены, что
в спокойной обстановке сдали бы лучше. Из ответов: волнение нагнетали
учителя в школе; плохая организация на ПП: «Совершенно некомпетентные
смотрители почему-то ходили и подсказывали». И вот самая оригинальная
причина волнения: «так как никого, кроме тебя, не волнует, что ты
пишешь и куда».
4. Насколько
когнитивно удобен тест?
Ответ «неудобен» – 16 человек. Конкретизация: материалы
нечитабельны; резкие скачки от темы к теме, из-за этого могут быть
ошибки; слишком много заданий на выбор буквы – рябит в глазах; часть В
невыносимая; не все вопросы обсуждались в школе, и «почему бы не дать
нам возможности писать правильно, без этих глупостей». Правила
сочинения таковы, что «надо попасть туда, куда тебя они направляют,
думать нельзя». Ответ «удобен» в некоторых случаях дополнялся
условиями: если пройти его многократно, если он уже привычен, если
заранее все растолковали в школе.
5. Блокирует ли
тестирование творческое мышление?
Подавляющий ответ «да», но важны комментарии: «Зато он
системно поддерживает репродуктивное мышление: сначала разминка, потом
посложнее и так далее… Да, но в глубине души меня это не трогает…
Творческое мышление все равно нужно, чтобы было что выключать… Долгая и
порой болезненная подгонка под шаблон, а шаблон стоит ли этого?»
6. Что бы вы
хотели добавить в тест?
Тут подавляющий ответ – «не добавить, а убрать». И далее:
«Тест нужно сделать более личностно настроенным… Ввести задания, где
надо самому писать и выбирать слова… Инструкции должны быть выверены
абсолютно, а этого нет».
И такой был совет: «В следующий раз как захотите нововведений,
так сначала проверьте их, послушайте, что скажут сами школьники».