Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2011
Первая тетрадь
Политика образования

ЗАДАНИЕ НА ЗАВТРА


Учиться естествознанию XXI века

Школьная лига Роснано – первый год становления

Всентябре 2010 года был объявлен конкурсный отбор школ в Школьную лигу Роснано. Отбор школ проводил петербургский образовательный центр «Участие» (директор – Михаил Эпштейн). В «ПС» публиковались статьи специалистов центра (см., в частности, «Старшая школа. Элементы и приемы интегративного погружения на уроке» – «ПС» № 19, 2009 г.). А теперь мы попросили Михаила Эпштейна и Валерия Пузыревского рассказать о том, как проводился конкурс и как прошел первый год Школьной лиги.

Зачем все это нужно затевать?

Сегодня все признают, что у большинства интерес к естественно-научному образованию упал. Это ощущают даже специализированные школы. Что делать? Как повысить интерес? Одни предлагают затащить в школы как можно больше современного оборудования. Другие – ввести добавочные элективные курсы. Третьи – вернуться к советской системе высоких, но формальных требований.
Традиционно говорят: «Нужно идти от понимания простого к пониманию сложного». Но зачастую тех, кто это говорит, мало заботит то, как понимается простое и что значит простое. Нет универсальной простоты и сложности в школьном образовании. В научном миропонимании каждый начинает с того, что ему интересно, что соответствует его стилю, способу бытия. Учитывается ли это в школьном образовании? К сожалению, нет.
Сейчас многие все еще тешат себя мыслью, что наличие традиционных знаниевых монолитов по физике, химии, биологии и т.д. достаточно для того, чтобы их уложить в сознание учащихся. При этом заранее признается, что у подавляющего большинства знания «не укладываются в голове», не перерабатываются до ситуационно осмысленного практического применения.
Как же тогда можно заинтересовать современного школьника нанотехнологиями, если его не интересует даже то элементарное, что лежит в их основе, в базовом естественно-научном содержании?
Разумеется, нельзя снижать требования к этому «базовому», но при этом надо дидактически проработать эти основы – так, чтобы они стали доступны, интересны, личностно значимы для многих, а не для отдельных счастливчиков.
Надо донести знание до школьной практики, в которой необходимо учитывать различные типы и стили восприятия и понимания. А мы до сих пор наивно надеемся: дадим интересную (как нам кажется) задачу и методы решения, а учащиеся тут же радостно бросятся ее решать.
Но если задача личностно не срезонировала, если не произошло хоть какого-то отождествления с ней, то она так и останется не освоенной в полном смысле.
Что же делают нанотехнологии? Они по-хорошему провоцируют на то, чтобы школьное естествознание чаще стало выходить из тесных догматических программ на исследовательские и экономические просторы.
В сегодняшней школе мало условий для того, чтобы ученики учились принимать самостоятельные решения без боязни ошибиться. Но без этих условий не будет воспитываться и осознанная ответственность за необходимые творческие риски. Почему у нас так мало инновационных производств? Потому что большинство людей воспитаны на боязни наказания за творческую инициативу и покорной безответственности.
Нанонауки требуют самостоятельного мышления. Они требуют вовсе не своего предметного статуса в школьном расписании, они задают методологический масштаб, призывают к тому, чтобы учебные программы обрели дидактическую гибкость, вариативность, эвристичность, диалогичность, модульность, социальную контекстность и личностную значимость.

Как выбирались школы для участия в проекте?

З0 экспертов, собранных оператором проекта – образовательным центром «Участие», рассматривали заявки более 40 школ. Одно из условий участия в проекте – в регионах, где находятся школы, должны запускаться или развиваться производственные и научно-образовательные проекты Роснано.
В таких регионах эксперты искали школы, которые развивали бы над- и межпредметную учебную интеграцию, учебное моделирование в сферах естествознания, тех, кто активно строит социальное партнерство с вузами и компаниями, работающими в сфере нанотехнологий. Нужны были учителя, подталкивающие учеников к проектной исследовательской деятельности. Были востребованы учебные коллективы, знающие не понаслышке про вариативный и модульный принципы построения учебного процесса, о ценности индивидуального сопровождения учащихся. Ну и, разумеется, в школе должна быть создана современная ИКТ-среда.
По итогам конкурса в лигу вошло двадцать школ из десяти регионов.
Школы разные: по масштабу, составу учащихся и педагогов, уровню академизма и степени использования интерактивных технологий. Так и должно быть. Ведь сейчас нужны не только профильные школы для одаренных детей, но и массовые, умеющие привлечь к изучению естественных наук большинство детей.

Как развивался проект?

Во-первых, серьезно занялись повышением квалификации учителей. В середине декабря 2010 года прошла научно-практическая конференция «Педагогика текста. Текст науки», где участники анализировали современные УМК и размышляли над созданием образовательных технологий, адекватных запросам времени.
Следом, в марте, прошел семинар-практикум «Межпредметная учебная интеграция». На нем педагоги презентовали свой опыт понимания и реализации учебных межпредметных связей и обсуждали проблемы междисциплинарного подхода в образовании.
А в середине октября закончилась серия стажировок в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Новосибирске. В ней приняли участие около 80 школьных учителей. Основной упор был сделан на изучение уникального опыта участников: как школы создают поддерживающие условия для самостоятельной проектно-исследовательской деятельности.
За прошедший год вкус увлекательного образования почувствовали не только учителя, но и дети.
Ключевым событием стала летняя школа «Наноград» под Пензой. Наноград реально существовал целую неделю: в нем были и своя мэрия, академия, мастерские, корпорация «Граднано», стадион, и даже свое телевидение. Ребята расселились в шести районах: Энергетиков, Электронщиков, Биотехнологов, Машиностроителей, Медиков, Материаловедов. В каждом были группы, входящие в корпорацию «Граднано»: «разработчики» и «эксперты». Первые на основе игровых проблемных кейсов «Нанограда» и кратких адаптированных описаний реальных проектов Роснано разрабатывали и обосновывали проекты решения поставленных проблем.
Вторые на основе этих игровых заявок на проекты обосновывали и применяли свои критерии оценки.

Что будет с расширяющейся Школьной лигой Роснано?

Будем вести поиск, разработку и апробацию педагогических методик, которые не превращают школьное естествознание в мертвый груз в головах учеников, а наоборот, учат детей осознавать свои интересы, ответственно выбирать пути их воплощения, дают навыки проектирования, исследования, моделирования. История этого проекта только начинается, как и история его осмысления. А о последних новостях Школьной лиги Роснано можно прочесть на портале лиги schoolnano.ru

Материал подготовил Алексей Олейников