ЗАДАНИЕ НА ЗАВТРА
Учиться естествознанию XXI века
Школьная лига Роснано – первый год становления
Всентябре 2010 года был объявлен конкурсный отбор школ в
Школьную лигу Роснано. Отбор школ проводил петербургский
образовательный центр «Участие» (директор – Михаил Эпштейн). В «ПС»
публиковались статьи специалистов центра (см., в частности, «Старшая
школа. Элементы и приемы интегративного погружения на уроке» – «ПС» №
19, 2009 г.). А теперь мы попросили Михаила Эпштейна и Валерия
Пузыревского рассказать о том, как проводился конкурс и как прошел
первый год Школьной лиги.
Зачем все это нужно затевать?
Сегодня все признают, что у большинства интерес к
естественно-научному образованию упал. Это ощущают даже
специализированные школы. Что делать? Как повысить интерес? Одни
предлагают затащить в школы как можно больше современного оборудования.
Другие – ввести добавочные элективные курсы. Третьи – вернуться к
советской системе высоких, но формальных требований.
Традиционно говорят: «Нужно идти от понимания простого к пониманию
сложного». Но зачастую тех, кто это говорит, мало заботит то, как
понимается простое и что значит простое. Нет универсальной простоты и
сложности в школьном образовании. В научном миропонимании каждый
начинает с того, что ему интересно, что соответствует его стилю,
способу бытия. Учитывается ли это в школьном образовании? К сожалению,
нет.
Сейчас многие все еще тешат себя мыслью, что наличие традиционных
знаниевых монолитов по физике, химии, биологии и т.д. достаточно для
того, чтобы их уложить в сознание учащихся. При этом заранее
признается, что у подавляющего большинства знания «не укладываются в
голове», не перерабатываются до ситуационно осмысленного практического
применения.
Как же тогда можно заинтересовать современного школьника
нанотехнологиями, если его не интересует даже то элементарное, что
лежит в их основе, в базовом естественно-научном содержании?
Разумеется, нельзя снижать требования к этому «базовому», но при этом
надо дидактически проработать эти основы – так, чтобы они стали
доступны, интересны, личностно значимы для многих, а не для отдельных
счастливчиков.
Надо донести знание до школьной практики, в которой необходимо
учитывать различные типы и стили восприятия и понимания. А мы до сих
пор наивно надеемся: дадим интересную (как нам кажется) задачу и методы
решения, а учащиеся тут же радостно бросятся ее решать.
Но если задача личностно не срезонировала, если не произошло хоть
какого-то отождествления с ней, то она так и останется не освоенной в
полном смысле.
Что же делают нанотехнологии? Они по-хорошему провоцируют на то, чтобы
школьное естествознание чаще стало выходить из тесных догматических
программ на исследовательские и экономические просторы.
В сегодняшней школе мало условий для того, чтобы ученики учились
принимать самостоятельные решения без боязни ошибиться. Но без этих
условий не будет воспитываться и осознанная ответственность за
необходимые творческие риски. Почему у нас так мало инновационных
производств? Потому что большинство людей воспитаны на боязни наказания
за творческую инициативу и покорной безответственности.
Нанонауки требуют самостоятельного мышления. Они требуют вовсе не
своего предметного статуса в школьном расписании, они задают
методологический масштаб, призывают к тому, чтобы учебные программы
обрели дидактическую гибкость, вариативность, эвристичность,
диалогичность, модульность, социальную контекстность и личностную
значимость.
Как выбирались школы для участия в проекте?
З0 экспертов, собранных оператором проекта – образовательным
центром «Участие», рассматривали заявки более 40 школ. Одно из условий
участия в проекте – в регионах, где находятся школы, должны запускаться
или развиваться производственные и научно-образовательные проекты
Роснано.
В таких регионах эксперты искали школы, которые развивали бы над- и
межпредметную учебную интеграцию, учебное моделирование в сферах
естествознания, тех, кто активно строит социальное партнерство с вузами
и компаниями, работающими в сфере нанотехнологий. Нужны были учителя,
подталкивающие учеников к проектной исследовательской деятельности.
Были востребованы учебные коллективы, знающие не понаслышке про
вариативный и модульный принципы построения учебного процесса, о
ценности индивидуального сопровождения учащихся. Ну и, разумеется, в
школе должна быть создана современная ИКТ-среда.
По итогам конкурса в лигу вошло двадцать школ из десяти регионов.
Школы разные: по масштабу, составу учащихся и педагогов, уровню
академизма и степени использования интерактивных технологий. Так и
должно быть. Ведь сейчас нужны не только профильные школы для одаренных
детей, но и массовые, умеющие привлечь к изучению естественных наук
большинство детей.
Как развивался проект?
Во-первых, серьезно занялись повышением квалификации учителей.
В середине декабря 2010 года прошла научно-практическая конференция
«Педагогика текста. Текст науки», где участники анализировали
современные УМК и размышляли над созданием образовательных технологий,
адекватных запросам времени.
Следом, в марте, прошел семинар-практикум «Межпредметная учебная
интеграция». На нем педагоги презентовали свой опыт понимания и
реализации учебных межпредметных связей и обсуждали проблемы
междисциплинарного подхода в образовании.
А в середине октября закончилась серия стажировок в Москве,
Санкт-Петербурге, Казани и Новосибирске. В ней приняли участие около 80
школьных учителей. Основной упор был сделан на изучение уникального
опыта участников: как школы создают поддерживающие условия для
самостоятельной проектно-исследовательской деятельности.
За прошедший год вкус увлекательного образования почувствовали не
только учителя, но и дети.
Ключевым событием стала летняя школа «Наноград» под Пензой. Наноград
реально существовал целую неделю: в нем были и своя мэрия, академия,
мастерские, корпорация «Граднано», стадион, и даже свое телевидение.
Ребята расселились в шести районах: Энергетиков, Электронщиков,
Биотехнологов, Машиностроителей, Медиков, Материаловедов. В каждом были
группы, входящие в корпорацию «Граднано»: «разработчики» и «эксперты».
Первые на основе игровых проблемных кейсов «Нанограда» и кратких
адаптированных описаний реальных проектов Роснано разрабатывали и
обосновывали проекты решения поставленных проблем.
Вторые на основе этих игровых заявок на проекты обосновывали и
применяли свои критерии оценки.
Что будет с расширяющейся Школьной лигой Роснано?
Будем вести поиск, разработку и апробацию педагогических
методик, которые не превращают школьное естествознание в мертвый груз в
головах учеников, а наоборот, учат детей осознавать свои интересы,
ответственно выбирать пути их воплощения, дают навыки проектирования,
исследования, моделирования. История этого проекта только начинается,
как и история его осмысления. А о последних новостях Школьной лиги
Роснано можно прочесть на портале лиги schoolnano.ru.
Материал подготовил Алексей Олейников