КРУГ ВОПРОСОВ
ОРКиСЭ: здравый смысл победил?
Не исключено, что курс пополнится единым модулем по всем традиционным религиям России
Вначале ноября Общественный совет при Минобрнауки обсудил
итоги апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики»
(ОРКиСЭ). Совет поддержал решение о преподавании курса во всех регионах
с вумя поправками:
во-первых, эксперты предлагают рассмотреть возможность изучения данного
предмета либо в 4-м, либо в 5 классе (без перерыва на летние каникулы,
из-за чего детям сложнее усваивать материал); во-вторых, в основы
религиозных культур рекомендуется включить единый модуль по всем
традиционным религиям.
Итак, последнее слово в этом вопросе еще не сказано. Но Минобрнауки
планирует ввести новый предмет повсеместно уже с 2012 года. Между тем
на начало ноября о своей готовности к нововведению заявили не более
половины территорий, в которых ОРКиСЭ будет преподаваться впервые…
Что и зачем изучаем?
На новую дисциплину отведено по два часа в неделю в течение
последней четверти 4 класса и первой четверти 5 класса (в совокупности
34 часа). Курс включает 6 модулей: основы православной, исламской,
буддийской, иудейской культур, а также основы мировых религиозных
культур и светскую этику. Школьник изучает один из модулей с его
согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
«Основы светской этики» выбрали 42% семей, «Основы мировых религиозных
культур» – 18%, «Православие» предпочли 30%, «Ислам» – 9%, «Буддизм» –
1%, «Иудаизм» – менее 1%.
Разработчики курса предполагают, что на заключительных уроках класс
соберется вместе и дети, обучавшиеся в разных группах, будут
демонстрировать свои творческие работы, обмениваться мнениями, делиться
своими знаниями.
Однако трудно представить, чтобы в одном классе были выбраны все
модули, а значит, знакомство каждого с разнообразием культур не
происходит даже в том виде, который предлагает курс ОРКиСЭ.
Вывод члена Общественного совета, главного редактора радиостанции «Эхо
Москвы» Алексея Венедиктова: «Своей главной задачи – воспитания
терпимости, толерантности – этот курс не решает». Он привел
показательную, по его мнению, ситуацию в Чеченской Республике, где 99,9
процента школьников выбрали модуль по основам ислама и только 0,12
процента решили изучать православие. Между тем многие выпускники
чеченских школ приезжают в Москву, для того чтобы продолжить обучение в
вузе, а после его окончания остаются жить и работать в столице, при
этом не зная традиций и культуры представителей тех народов, которые
населяют мегаполис.
«В основе Манежки – боязнь и неприятие чужих», – напомнил Венедиктов и
внес предложение об «универсальном» модуле. Оно было поддержано
большинством членов Общественного совета.
Также прозвучали предложения увеличить количество часов на изучение
ОРКиСЭ за счет общего блока, и министр образования и науки Андрей
Фурсенко одобрил эту инициативу.
Можно ли решить социальные проблемы при помощи школьного
расписания?
Впрочем, некоторые эксперты продолжают сомневаться в
целесообразности перевода эксперимента в штатный режим.
Так, по мнению директора гимназии № 56 г. Санкт-Петербурга Майи
Пильдес, «воспитание толерантности – важнейшая проблема, но
педагогическими средствами ее решить нельзя».
Председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений
России Зиновий Коган выдвинул идею об изучении данного курса с помощью
дистанционных технологий.
Директор института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян сомневается
в выборе возраста детей: «Если этот предмет вводить не в начальной, а в
средней школе, можно было бы двигаться в сторону единого курса по
истории мировых религий».
Любопытно, что в 2007 году члены этого же Общественного совета
рекомендовали вводить основы культуры и истории отдельных религий
только в формате факультативных курсов, а для обязательного изучения в
школе предлагали «Историю мировых религий» в старших классах.
Наиболее последовательно выступает постоянный член Общественного совета
Борис Альтшулер, руководитель общественной организации «Право ребенка».
Он был и остается активным противником религиозного воспитания
школьников: «Разделение учеников на группы противоречит принципам
дружества, братства, взаимопомощи… надо учить всех вместе, воспитывать
в духе уважения ко всем конфессиям». Опираясь на статистические данные,
согласно которым 48% родителей, чьи дети обучаются в пилотных школах,
выбрали «Светскую этику», правозащитник считает логичным ввести этот
предмет в качестве общего и обязательного для всех.
А логика, в которой, «раз не было эксцессов, минимум – детских
конфликтов в период введения курса», значит, мероприятие успешное, –
это чиновничья логика. Вероятно, некоторых экспертов вводят в
заблуждение гладкие отчеты чиновников по итогам апробации курса.
Каждое лыко в строку
По словам замминистра образования и науки Игоря Реморенко, в
ходе эксперимента были получены положительные эффекты – такие как
«формирование этического самосознания учащихся», «содействие улучшению
взаимоотношений детей и родителей», «повышение интереса школьников к
истории и культуре страны, своей родословной и семейным традициям». И
даже в качестве аргумента он привел мнение губернатора Костромской
области Александра Михайлова: «Благодаря введению курса ОРКиСЭ на 24%
снизилось количество преступлений среди несовершеннолетних».
Но как знать, возможно, снизилось количество самих несовершеннолетних?
Ведь в официальном отчете Минобрнауки по итогам эксперимента
перечисляется ряд серьезных проблем. Например, отмечены ситуации,
связанные с принципиальным нежеланием родителей участвовать в апробации
курса. Процент официально несогласных небольшой, но сколько несогласных
внутренне и помалкивающих, чтобы не навредить детям?
Кроме того, «выявлены профессиональные дефициты в работе учителей:
учителя не владеют в достаточной степени содержанием различных модулей
курса».
Наконец, «обозначены затруднения в делении учеников на группы для
изучения различных модулей курса» – особенно в тех случаях, когда
набирается малочисленная группа. Правда, эти «затруднения», согласно
министерскому отчету, возникают исключительно в сельских школах. К
слову, эти школы – 60% от общего числа общеобразовательных учреждений
страны. По нашему же опросу («ПС»), даже в школах крупных городов
невозможно организовать преподавание всех 6 модулей курса. Максимально
три: «Светская этика», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы
православной культуры».
Выбор без выбора
Зачастую директора школ и педагоги убеждают родителей выбрать
только один модуль, так школе удобнее. И хорошо, если это будет
нейтральный курс типа «Светской этики» или «Основ мировых религиозных
культур». Почему-то в некоторых регионах массовым порядком навязывается
монорелигиозность: помимо уже упомянутой Чеченской Республики, где
повсеместно введены «Основы исламской культуры», в Тамбовской области,
например, 91% детей ходят на «Основы православной культуры».
В этом контексте новое предложение Общественного совета о включении
общего модуля в основы религиозных культур представляется очень важным.
Но, судя по истории вопроса, это возвращение к тому, с чего начинали 7
лет назад. Проделав зачем-то сложный кульбит.
Мнения экспертов
Григорий
Балыхин, председатель Комитета Госдумы по образованию:
«Это нововведение будет способствовать воспитанию толерантности».
Марианна
Шахнович, заведующая кафедрой философии религии и религиоведения
Санкт-Петербургского государственного университета: «Национальные
и религиозные конфликты очень опасны, поэтому следует позаботиться о
том, чтобы наши дети с малолетства научились лучше понимать друг друга,
чтобы не искали врагов там, где можно найти друзей. И поэтому
предложение о корректировке программы курса кажется мне очень
своевременным и важным. Существенно то, что это предлагает не
Минобрнауки, а Общественный совет при Минобрнауки. То есть не
чиновники, а фактически родители, только очень компетентные в вопросах
образования родители, и, конечно, учителя».
Константин
Бендас, член экспертного совета Госдумы РФ по делам общественных
объединений и религиозных организаций: «И инициатива
Общественного совета как безусловно правильная, но несколько
запоздавшая – это надо было сделать на первом этапе. Из-за невыполнения
этого требования эксперимент провалился, и победные реляции о том, что
у нас все хорошо, – это не более чем потемкинские деревни».
Елена Коссова,
учитель МОУ «Лицей № 11 им. Т.И.Александровой» г. Йошкар-Олы:
«Я считаю, что этот курс нужен в школе, поскольку на этих уроках дети
рассуждают о нравственных и семейных ценностях. Раньше о таких
понятиях, как честь, совесть, достоинство, мы с детьми мало говорили.
Поэтому введение такого предмета, как «Светская этика», оказалось
совсем не лишним. Очень помогает мультимедийное приложение к учебнику:
там собраны интересные комментарии, картины художников, сказки
Л.Н.Толстого, отрывки из произведений Гайдара, вопросы и задания. Есть
простор для детского творчества. В то же время многое зависит от
учителя. Если детям неинтересно, они меняют модули, переходят из одной
группы в другую, и никакого воспитательного эффекта не достигается».
Игорь
Карачевцев, директор гимназии № 166 г. Санкт-Петербурга, Заслуженный
учитель России, лауреат премии Президента РФ в области образования:
«Четвертые-пятые классы – наилучшее время для духовно-нравственного
воспитания: дети в этом возрасте искренние, активные, они готовы
участвовать в разговоре, для них мнение учителя авторитетно. Поэтому
введение данного курса не помешает, если, конечно, его не превращать в
Закон Божий. Все зависит от учителя: даже если его обучат на курсах, он
будет акцентировать внимание на той религии, к которой имеет отношение,
даже сам того не подозревая».
Олег Смолин,
заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию:
«Если мы хотим улучшить нравственное состояние наших детей, то самым
мощным средством воспитания для нас является великая русская
литература, и я убежден, что никакая светская этика и религиозная
культура ее не заменят. Из-за того, что вводятся новые предметы,
сокращается количество часов на изучение литературы, это ложный путь,
попытка насадить идеологию преждевременно – там, где дети еще не
созрели для выбора… Мы дали право конфессиям создавать собственные
школы, но делить детей в государственных школах по религиозному
признаку?..»