Одиночество лицея
Прекрасная страна Лицей больше не обозначена на карте отечественного образования?
Так Лицея
больше нет?..
Нет, я этому не верю.
Неужели по возвращении моем Царское будет для меня чуждо? Ужели одной
награды за все предпринятые мною труды, которую я жажду – минуты
свидания с друзьями лицейскими в Царском Селе, ужели она тщетна? Нет,
нет, я этому не верю. Егор Антонович, обрадуйте меня, напишите, что все
неправда, ложь... напишите, что Лицей...
Федор Матюшкин – директору Лицея Е.А. Энгельгардту. 3 июля 1820 г., по
пути из экспедиции на Чукотку
Когда сравниваешь, как отмечается нынче юбилей Пушкинского
Лицея с тем, как это происходило в 1911-м, становится очевидным: на
фоне наших предков мы выглядим очень бледно. И дело не только в
финансировании юбилейных событий, а в том, что этих событий крайне
мало. Статус торжеств – скорее районного, чем всероссийского масштаба.
В 1911 году столетний юбилей Лицея был отмечен как общенациональный
праздник. Первое лицо государства как минимум трижды встречалось с
лицеистами. Во-первых, Государь Император посетил Лицей и вел беседу с
каждым из курсовых представителей. Во-вторых, в Зимнем дворце был
устроен обед в Высочайшем присутствии, а после обеда Государь в течение
двух часов беседовал с лицеистами. И в-третьих: Николай II
присутствовал на спектакле «Евгений Онегин» в Мариинском театре, куда
были приглашены все лицеисты с женами и сестрами.
Сегодня, заглянув в «Календарь мероприятий, посвященных 200-летию
Царскосельского Императорского Лицея», мы не найдем никаких признаков
того, что в этих мероприятиях могут участвовать первые лица
государства. Если судить по этому календарю, то юбилей Лицея – это лишь
эпизод в новостях культуры, событие для Петербурга, но не для всей
страны.
Мне напомнят, что того Лицея давно нет и что же посещать первым лицам?
Императорского Лицея нет, как нет и той страны, но есть Лицей как
филиал Всероссийского музея А.С.Пушкина, как духовная колыбель
выдающихся сынов Отечества, как символ гуманитарных традиций нашего
просвещения. Печально, что Министерство образования не посчитало нужным
объявить 2011-й Годом Пушкинского Лицея. Тогда 1 сентября открылось бы
во всех школах Лицейским уроком, где очень кстати было бы вспомнить и о
таком законе, действовавшем в Лицее: «Никто не имеет права показать
своего денежного превосходства».
Обидно, что год, который мог бы стать для нашего образования Годом
Пушкинского Лицея, останется в летописи лишь чередой скандалов с
пресловутым ЕГЭ.
Похоже, всем этим обществу хотят сказать: Лицей исчез с карты
образования навсегда, возврата не будет. Причем имеется в виду, конечно
же, не Лицей как образовательное учреждение, созданное по указу
Александра I (его буквального воссоздания, кажется, никто и не
требует), а Лицея как нравственной составляющей русской школы, как
нашего гуманитарного фундамента, общего с лучшими европейскими
системами образования.
Еще первые лицеисты говорили, что Лицей – это не стены, не принципы
обучения и не близость к царским покоям. Лицей – это дух. Поэтому
расправа, учиненная над Императорским Александровским (Царскосельским)
Лицеем в 1917 году Временным правительством, не была еще окончательной
гибелью этого выдающегося учебного заведения. Идеалы, которые
олицетворял Лицей, – служение Родине, бескорыстный труд на общую
пользу, любовь к Пушкину и русской словесности, верность долгу, честь и
достоинство – все это сокровенно жило в сердцах людей.
В 1960–70-е годы лицейский дух прорвал сталинскую плотину,
оживил окаменевшую советскую школу, одухотворил вечными ценностями
пионерскую жизнь миллионов подростков. Не случайно именно на эту пору
приходится расцвет коммунарского движения, а «Кюхля» и «Пушкин»
Ю.Н.Тынянова встают рядом с повестями В.П.Крапивина. Храбрые
крапивинские мальчики берут в руки шпаги, представляя себя то
мушкетерами, то лицеистами. Хрупкая девочка в очках Надя Рушева
внезапно обретает всесоюзную любовь благодаря своим «пушкинским» и
«лицейским» рисункам. О лицейском братстве поют Булат Окуджава и Юлий
Ким.
Заброшенное и обшарпанное здание Лицея в городе Пушкине с конца 1950-х
годов становится местом паломничества. Властям приходится расселять
людей, живших там в коммуналках, и создавать музей. Над воссозданием
Лицея работают лучшие специалисты. 6 июня 1974 года музей Пушкинского
Лицея открывается, и это огромное событие для всей страны.
В августе 1975 года в город Пушкин приезжает тогдашний глава
правительства, Председатель Президиума Совета Министров СССР
Алексей Николаевич Косыгин. Как вспоминают очевидцы, кортеж остановился
у Екатерининского дворца. Ожидалось, что именно туда направится высокий
гость, но Алексей Николаевич неожиданно свернул к лицейскому крыльцу. В
музее знали о приезде в город Косыгина, но совершенно не ожидали его
визита: все четыре этажа были полны посетителями.
Косыгин попросил показать ему комнату Пушкина. Музейщики поначалу
замялись: ведь спальни лицеистов под самой крышей, а лестница, ведущая
туда, закручивается винтом и насчитывает восемьдесят одну ступеньку.
«Дедушка наш Петр Иванович, – писал в своих воспоминаниях Пущин, –
насилу вошел на лестницу...» Но 71-летний Косыгин не смутился крутым
подъемом, и молоденькая научная сотрудница музея Светлана Павлова
повела высокого гостя наверх.
По пути все, конечно, узнавали Косыгина, и он неустанно повторял:
«Здравствуйте… здравствуйте…» В сопровождении немногочисленной охраны
Алексей Николаевич вошел на четвертый этаж (где, кстати, в ту минуту
было не протолкнуться от посетителей) и подошел к комнате №14.
В Косыгине, вспоминают сотрудники музея, не было никакой позы. Он
сосредоточенно слушал экскурсовода, задавал вопросы, разглядывая
лицейскую «келью» поэта. Чувствовалось, что для него это очень важно –
поклониться Лицею, постоять у комнаты Пушкина.
С тех пор, с 1975 года, Лицей больше не видел руководителей ни СССР, ни
России. Удивительно, что президенты и премьеры других стран проявляют
огромный интерес к Лицею и всегда просят внести его в программу визита.
К примеру, ни один приезд в Ленинград-Петербург китайских руководителей
не обходился без посещения Лицея.
Так почему сегодня нашим руководителям так важно Сколково, но
они абсолютно равнодушны к Пушкинскому Лицею, к его и по сей день
совершенно инновационному наследию? Следствие это близорукого
прагматизма или продуманная позиция? Боюсь, что последнее. Говорит об
этом и тот очевидный факт, что в образовании последовательно
насаждается атмосфера «креативности и успешности», иначе говоря –
соперничества родительских амбиций и кошельков. Планомерно убивается
дух взаимовыручки и братства, который отечественная школа пыталась
сохранить в юношестве даже в лютые годы репрессий. Теперь понятия
«товарищество», «дружба», «верность», «идеалы», «честь» изощренно
осмеиваются и выводятся из словаря с тем же хладнокровием, с каким в
недавние годы выводились из строя лучшие подводные лодки или боевые
самолеты. Правда, по праздникам высокие слова еще используются в
политической риторике. Но сразу чувствуется: люди «не в теме».
Носители же идеалов чувствуют себя изгнанниками в собственной стране. А
ведь только этими немногими «лицеистами без Лицея» мы все и живы. Что
будет, когда они уйдут, когда мы перестанем отзываться на так
волновавшие наших предков слова: «Отечество», «Бородино», «Пушкин»,
«лицеисты», «19 октября»… Вот тогда, очевидно, Лицей как великое
явление русской жизни закроется навсегда, и будущие поколения будут
говорить лишь о «тайне Лицея», им неподвластной.
…В ответ на письмо Федора Матюшкина, который, бедный, не мог
поверить в то, что пожар уничтожил Лицей, Энгельгардт писал (10
сентября 1820 г.): «Сгорел, друг мой! Сгорел наш Лицей от крыши до
погреба, и кроме стен, черненных дымом, ничего не осталось. Нет того
окна, в котором 1 марта 1816 года я в первый раз с Вами говорил, где
началась дружба между мною и многими из вас; нет той колонны, где ты
мне изъявил свое желание путешествовать; нет арки, где я тебе объявил,
что твое желание исполняется; нет... да, все исчезло, все пепел, и
Лицей живет только еще в сердцах... Храните это воспоминание, друзья,
священный союз юношества да проводит вас до гроба. Аминь…»