Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2011
Третья тетрадь
Детный мир

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ


Печатникова Людмила

«Я люблю вас, хоть мы и не знакомы…»

Проект «6 миллиардов Других» позволяет старшеклассникам стать участниками разговора о человеке поверх границ, наций и вероисповеданий

С чего бы начать учебный год старшеклассникам? С размышления о своем месте в мире. О том, как мы связаны с другими людьми. Для столь серьезных разговоров нужен повод. И так удачно сложилось – как раз сейчас до России добрался международный проект «6 миллиардов Других». Его создатели несколько лет путешествовали по планете, чтобы спросить самых разных людей – африканскую бабушку, китайского врача, американского студента, о чем они мечтают, чего боятся, на что надеются, чему научились у своих родителей, что хотят оставить собственным детям. Около сорока простых вопросов. 5 тысяч интервью, 75 стран, сотни часов видеозаписей.
Сайт http://www.6billionothers.org/, где можно все эти фильмы увидеть и услышать в любое время.
Подростки поначалу рассеянно смотрят на экран (в Москве проект был представлен в залах Мультимедиа Арт Музея), потом затихают. Им трудно сформулировать свои ощущения. Наверное, им редко приходится разговаривать не о школьном, учебном, и не о модном, популярном, – о жизненном, о человеческом. И вдруг оказывается, соседи по парте по-разному относятся к человечеству, к возможности счастья, понимания. И при всех различиях, как и герои проекта, ученики одного класса своими высказываниями достраивают «универсальный» портрет человечества (о котором мечтали авторы фильмов).

Что объединяет 6 миллиардов людей? Мне кажется, всех людей на нашей планете объединяют одна и та же любовь и одна и та же вера. Потому что без любви и без веры никакого отношения ко всему живому не будет. (Рустам)

Я заметила, что люди, которым задают вопросы, чаще всего говорят о страдании, о бессмысленности всего. О том, что когда их предают, жизнь становится невыносимой. Я сама еще не так много пережила и не могу судить. Но я вижу, насколько каждый обособлен. (Полина)

Поразило, что мои ответы на вопросы совершенно не совпадали с ответами героев проекта. Мне было полезно услышать других. Я буду думать. (Полина)

Познание других в ответах на вопросы – возможность заглянуть в себя. (Тамара)

Было интересно услышать ответы на жизненные вопросы не от своих одноклас­сников. Не от родителей – от людей, собранных со всего мира. Но думаю, можно было бы поговорить и с детьми. Хотя бы с подростками. У них были бы другие ответы. (Анастасия)

Мне показалось, что люди, сталкиваясь с трудностями, меняются внутренне. Многие герои фильма живут гораздо беднее, чем я или мои одноклассники, но они кажутся более сильными, чем мы. Способными пре­одолевать трудности, радоваться простым вещам, которых мы не замечаем. Вот, например, лес. Я нахожу его красивым. Не более того. А кто-то считает лес живым и готов защищать его, потому что живет благодаря ему. Получается, люди должны благодарить мир за то, что тот предоставил им тяжелую жизнь. Некоторые вообще не знают, что такое жить плохо, а на самом деле они живут плохо?– но не знают об этом. Несчастные люди. (Мария)

Меня поразила девушка, которая сказала, что она счастлива, когда у нее есть вода. Этот ролик мог бы стать социальной рекламой. С другой стороны, кто сказал, что бедной африканской деревне нужна срочная модернизация? Кто сказал, что допустимо разрушать устои? Никто не знает, чем обернется прогресс для людей. Мы, живущие в технологически развитом обществе, постоянно испытываем стрессы.

Другая девушка, рассказывая о своей семье, говорила, что из-за властного отца всегда чувствовала себя просто игрушкой. Ей приходилось резать себе руки, чтобы увидеть свою кровь и понять, что она живая. Это вызвало во мне ужас. Семья, которая должна быть местом любви и уважения друг к другу, стала орудием насилия, унижения.

Можно, конечно, пофантазировать о каких-нибудь прогрессорах, как у Стругацких, но для начала сделаем то, что можем: давайте нальем стакан воды. (Виль)

Авторы задают очень глубокие вопросы. Отвечать на них с ходу непросто. Но одна женщина сказала: «Так, как я, не ответит никто». Я думаю, это важно: увидеть суть человека. Именно так складывается общий портрет. (Виктория)

Когда в фильме другой, незнакомый человек, которого я никогда не увижу, сказал: «Я люблю вас, хоть мы и не знакомы…», я почувствовала себя частью этого мира. (Алина)

Люди все друг в друге нуждаются. Не было бы других – и ты остался бы один. Сошел с ума. (Кристина)

6 миллиардов. Другие. Для меня слово «другие» несет какой-то неприятный смысл. Такое ощущение, что эти другие?– абсолютно чужие. Ведь я не могу сказать про свою семью и про друзей, что они?– другие. Хочется верить, что мы все, жители этой планеты, как единый организм. Все волнуются о своей семье, родине, о друзьях. Все мечтают, в сущности, об одном и том же, даже если кажется, что о разном. Все думают о войне и мире, о любви, ненависти. Просто говорят об этом по-разному. Неужели мы действительно 6 миллиардов других? Думаю, 6 миллиардов близких – будет правильнее. Ну и что же, что у кого-то кожа черная, а у кого-то белая. Мы все равно очень близки. Хотя бы потому, что мы все люди. (Елизавета)

Мир влияет на человека, а человек на мир. Чтобы видеть себя в других и других в себе, нужно сравнивать. Можно ли ощущать, осознавать себя, не сравнивая себя с другими людьми? Кто я и кто такие другие?  

Другие – это, в сущности, такие же как я, только у них другие условия. Но почему я вбираю в себя черты других людей? Ясно одно: человеку (мне) скучно быть однообразным. Он становится кем-то другим, кем не был, когда берет что-то от других.

В фильме многие говорили, что трудно быть одинокими. Одиночество – это состояние, когда я ничего не имею. Но мне кажется, нельзя ощущать себя в одиночестве, в отсутствии сравнения. (Полина)

Не знаю, что это была за народность, по виду – африканцы. У них спросили про смысл жизни, и они отвечали примерно одно и то же:  смысл жизни заключается в одном дне. То есть один день переходит в другой, потом в третий. Так и складывается жизнь, как мозаика. Для них день – как маленькая жизнь. Я не представляла, что можно так жить, так думать. Мне казалось, все воспринимают жизнь не как что-то большое и целое, а собранное из лоскутков. Когда про смысл жизни говорили итальянцы, они говорили совершенно о другом: о семье, о любви, о том, что человек живет для других. Арабы говорили про веру, про Бога. Я думаю, на выводы людей влияют окружение и место, где они живут. Последнее время я часто задаюсь вопросом: «Если бы я или кто-то другой жил в другом месте, он или я остались бы самими собой?» (Елизавета)

Я живу в большом городе, где людям проще жить коллективно, нежели быть самими собой, открывать себя другим. Поэтому я к людям отношусь с какой-то настороженностью. Я считаю их другими. Но люди на экране ничем не отличались от меня. Я понимал их взгляды, мне было интересно их слушать. Я увидел их как личностей, как себя. Я перестал замечать разницу между африканским рабочим и французской старушкой. Наверное, все люди одинаковы. Все умеют чувствовать, мыслить. Но мы не можем увидеть в них себя. Поэтому и появляются расизм, гонения. Люди перестали видеть в других себя. Проект дал мне эту возможность… (Никита)