Кружок по выбору... родителей
Об одной ошибочной, но распространенной педагогической установке
Осенью детей записывают в кружки, и это во многих смыслах
хорошо: любимое занятие, ощущение продвижения, расширение круга
общения. Но вот на днях заходит ко мне в психологический центр девочка,
одна, без родителей. Робко спрашивает, можно ли поговорить.
Разговариваем: она ходит на хореографию, папа сказал, что осанка у
девочки должна быть идеальной, а ей на занятиях трудно, неинтересно,
«они такие длинные». Ей нравится рисовать. Дома об этом и слышать не
хотят: красота и здоровье прежде всего. А у девочки, видимо, наболело:
«Я пришла спросить, как мне не мучиться дальше».
Исключительный, конечно, случай – ребенок сам ищет помощи. Большинство
детей, которым не по душе занятия, выбранные для них родителями,
переживают негативные чувства безропотно и приспосабливаются по мере
сил. Ради чего? Перечислим мотивы, по которым взрослые столь
опрометчиво определяют ребенку сферу дополнительного образования.
Первое – пытаются корригировать неуспешность. Не получается математика
– иди в физматкласс. Плохая дикция – в театральный кружок. Неуклюжий –
иди в большой спорт. Родители полагаются на специалистов высокого
класса, между тем ребенок, у которого нет способностей, вряд ли
заинтересует руководителя, работающего на результат. А вот хобби-группы
– другое дело: там развитие и никакой гонки.
Второе. Родители надеются таким образом воспитать в ребенке волю: не
можешь – а добивайся; не хочешь – а надо, никуда не денешься. Но только
очень редкие дети способны чего-то добиться в психологически
неблагоприятных для себя условиях. И потом: даже если он запоет, не
имея слуха, или сумеет нарисовать картину без художественного чутья,
сопоставим ли результат с затратами?
Заставляя ребенка подневольно ходить туда, где у него не получается,
вреда ему мы приносим больше, чем пользы. Перечислим позиции защиты, к
которым прибегают дети.
Смирение.
Не получается, но не отвертеться, ноша неприятная, но ничего не
поделаешь. Безразличие, апатия, «мне все равно».
Избегание.
Невыносимо: я всех хуже. Мне страшно. Протест может быть ярким: не
пойду, нет и нет – до истерики. Или скрытым: прогулы, вранье,
симуляция. При родительском упорстве («последовательности») – появление
психосоматических заболеваний, тревожность, падение самооценки. Потому
что стресс есть стресс.
Отбивание.
Изо всех сил надо доказать, что ты можешь. Не получается – а все равно
докажу. Линия усилий ребенка искривляется, и привычка отбиваться от
подозрений в неуспешности сохраняется на всю жизнь: человек не живет, а
постоянно что-то кому-то доказывает.
…Все это я рассказала родителям девочки. Теперь осанку
поправлять она будет на шейпинге, а рисовать – в изостудии. Кто же
поспорит: самооценка ребенка – фундамент его личности.