Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2011
Первая тетрадь
Политика образования

ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ


У компьютеров нет корпоративной солидарности

Незадолго до начала ЕГЭ 2011 года на семинаре в НИУ-ВШЭ был представлен проект, который сделал бы невозможным появление в?приемной комиссии вуза «мертвых душ»

Проект-алгоритм, позволяющий компьютеру распределить по вузам России миллион абитуриентов с результатами ЕГЭ, учитывая предпочтения студента и предпочтения вуза (см. №14). Мы попросили создателя алгоритма Юрия Петрова, кандидата экономических наук, заведующего лабораторией финансово-кредитных механизмов экономического развития Центрального экономико-математического института Российской академии наук, ответить на наши вопросы.


– Можно ли было предотвратить события во «втором меде»?

– Можно, если бы все сотрудники вузов были кристально честными. Нельзя?– учитывая наши реалии. Вся система сдачи школьниками ЕГЭ централизована. А система приема баллов ЕГЭ в вузы, наоборот, децентрализована: каждый вуз зачисляет в студенты самостоятельно. И потому махинации со свидетельствами ЕГЭ «отлавливаются» только путем тотальной проверки вуза надзорным органом, причем в режиме реального времени (до того момента, когда происходит зачисление), а не постфактум, когда уже исказилась вся цепочка операций по зачислению студента. Если так будет продолжаться дальше, мы можем прийти к тому, что умные и талантливые, но честные и небогатые школьники не смогут поступить в вузы. Школа больше не сможет обеспечивать социальный лифт самым способным.

– Почему такой пессимистический прогноз?

– Я не слышал, чтобы Совет ректоров российских вузов выступил с громким осуждением инцидента с «мертвыми душами» во «втором меде». Не слышал, чтобы Рособрнадзор начал тотальную проверку всех вузов. Вряд ли она начнется. Потому что она покажет: это была не исключительная ситуация в одном университете, а общее правило.

– Вы могли бы назвать условия, при которых вузы будут охотно принимать результаты ЕГЭ?

– Как человек, преподававший в вузе, могу сказать: ЕГЭ отторгается вузами потому, что «пристегнут» к школе, а не к вузу. Школа – влиятельнейший социальный институт, в котором сталкиваются интересы миллионов человек. Все они?– ученики, родители, учителя, директора школ, руководители образования – хотят любым путем высоких результатов ЕГЭ. Но школа пока живет устаревшими или утопическими концепциями. Например, о каком вариативном обучении идет речь, если дети уже сейчас сдают единый ЕГЭ по всей стране? Будем последовательны: для того чтобы вузы признавали ЕГЭ, нужно унифицировать учебный процесс в школе. Нужно, чтобы ЕГЭ сдавался по всем предметам, которые изучаются в школе. Нужен единый комплект учебников на всю страну, полностью и бесплатно открытый в интернете. Его содержание должны разрабатывать лучшие педагоги, а утверждать – Министерство образования и науки. Речь идет не о том, чтобы написать очередной учебник, а чтобы начинить оболочки компьютерных программ на основе стандартных курсов, предназначенных для разного профиля и соответственно уровня обучения. А экзамены должны быть встроены в систему преподавания: на каждом году обучения и при контроле знаний по каждой теме. С помощью дистанционных технологий ученик должен ответить компьютеру на вопросы по каждой теме, а все темы и вопросы относятся к единому для всей страны стандартному комплексу, который и должен стать основой того или иного школьного предмета. Подсказывание всегда обнаружится путем выявления статистически аномальных результатов. А математики-программисты могут обеспечить нулевую вероятность того, что человек, мало что понимающий в теме, выберет правильный ответ случайным нажатием клавиш.

– Вы все время говорите о компьютерном ЕГЭ. Но руководители Рос­обрнадзора утверждают, что этот ЕГЭ ненадежен

– Напротив, компьютерный ЕГЭ – самый надежный способ сдачи экзамена. У компьютеров нет корпоративной солидарности, а у учителей и руководителей образования – есть.

– Как вы себе представляете жизнь учителя, если школа перейдет на автоматизированный контроль знаний?

– Именно при такой системе учитель будет заниматься своим делом. Сегодня он тратит большую часть урока на то, чтобы опросить учеников и выставить им отметки. Теперь представьте, что ученики в начале урока сели за компьютеры и 15 минут отвечали на вопросы, которые методологически, технически и психологически однотипны с теми, которые включены в ЕГЭ. Когда они получили оценку от компьютера, начинается урок, на котором учитель обсуждает со школьниками тему. Учитель больше не надсмотрщик и не контролер. Для одних он становится наставником, для других?– консультантом. А оценивает знания учеников компьютер. Пусть компьютер будет «строгим», но не «плохим полицейским», а учитель – всегда хорошим и добрым. Такая система только повысит авторитет учителя.

Беседовала Светлана КИРИЛЛОВА