ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
У компьютеров нет корпоративной солидарности
Незадолго до начала ЕГЭ 2011 года на семинаре в НИУ-ВШЭ был представлен проект, который сделал бы невозможным появление в?приемной комиссии вуза «мертвых душ»
Проект-алгоритм, позволяющий компьютеру распределить по вузам
России миллион абитуриентов с результатами ЕГЭ, учитывая предпочтения
студента и предпочтения вуза (см. №14). Мы попросили создателя
алгоритма Юрия Петрова, кандидата экономических наук, заведующего
лабораторией финансово-кредитных механизмов экономического развития
Центрального экономико-математического института Российской академии
наук, ответить на наши вопросы.
– Можно ли было
предотвратить события во «втором меде»?
– Можно, если бы все сотрудники вузов были кристально
честными. Нельзя?– учитывая наши реалии. Вся система сдачи школьниками
ЕГЭ централизована. А система приема баллов ЕГЭ в вузы, наоборот,
децентрализована: каждый вуз зачисляет в студенты самостоятельно. И
потому махинации со свидетельствами ЕГЭ «отлавливаются» только путем
тотальной проверки вуза надзорным органом, причем в режиме реального
времени (до того момента, когда происходит зачисление), а не
постфактум, когда уже исказилась вся цепочка операций по зачислению
студента. Если так будет продолжаться дальше, мы можем прийти к тому,
что умные и талантливые, но честные и небогатые школьники не смогут
поступить в вузы. Школа больше не сможет обеспечивать социальный лифт
самым способным.
– Почему такой
пессимистический прогноз?
– Я не слышал, чтобы Совет ректоров российских вузов выступил
с громким осуждением инцидента с «мертвыми душами» во «втором меде». Не
слышал, чтобы Рособрнадзор начал тотальную проверку всех вузов. Вряд ли
она начнется. Потому что она покажет: это была не исключительная
ситуация в одном университете, а общее правило.
– Вы могли бы
назвать условия, при которых вузы будут охотно принимать результаты ЕГЭ?
– Как человек, преподававший в вузе, могу сказать: ЕГЭ
отторгается вузами потому, что «пристегнут» к школе, а не к вузу. Школа
– влиятельнейший социальный институт, в котором сталкиваются интересы
миллионов человек. Все они?– ученики, родители, учителя, директора
школ, руководители образования – хотят любым путем высоких результатов
ЕГЭ. Но школа пока живет устаревшими или утопическими концепциями.
Например, о каком вариативном обучении идет речь, если дети уже сейчас
сдают единый ЕГЭ по всей стране? Будем последовательны: для того чтобы
вузы признавали ЕГЭ, нужно унифицировать учебный процесс в школе.
Нужно, чтобы ЕГЭ сдавался по всем предметам, которые изучаются в школе.
Нужен единый комплект учебников на всю страну, полностью и бесплатно
открытый в интернете. Его содержание должны разрабатывать лучшие
педагоги, а утверждать – Министерство образования и науки. Речь идет не
о том, чтобы написать очередной учебник, а чтобы начинить оболочки
компьютерных программ на основе стандартных курсов, предназначенных для
разного профиля и соответственно уровня обучения. А экзамены должны
быть встроены в систему преподавания: на каждом году обучения и при
контроле знаний по каждой теме. С помощью дистанционных технологий
ученик должен ответить компьютеру на вопросы по каждой теме, а все темы
и вопросы относятся к единому для всей страны стандартному комплексу,
который и должен стать основой того или иного школьного предмета.
Подсказывание всегда обнаружится путем выявления статистически
аномальных результатов. А математики-программисты могут обеспечить
нулевую вероятность того, что человек, мало что понимающий в теме,
выберет правильный ответ случайным нажатием клавиш.
– Вы все время
говорите о компьютерном ЕГЭ. Но руководители Рособрнадзора утверждают,
что этот ЕГЭ ненадежен…
– Напротив, компьютерный ЕГЭ – самый надежный способ сдачи
экзамена. У компьютеров нет корпоративной солидарности, а у учителей и
руководителей образования – есть.
– Как вы себе
представляете жизнь учителя, если школа перейдет на автоматизированный
контроль знаний?
– Именно при такой системе учитель будет заниматься своим
делом. Сегодня он тратит большую часть урока на то, чтобы опросить
учеников и выставить им отметки. Теперь представьте, что ученики в
начале урока сели за компьютеры и 15 минут отвечали на вопросы, которые
методологически, технически и психологически однотипны с теми, которые
включены в ЕГЭ. Когда они получили оценку от компьютера, начинается
урок, на котором учитель обсуждает со школьниками тему. Учитель больше
не надсмотрщик и не контролер. Для одних он становится наставником, для
других?– консультантом. А оценивает знания учеников компьютер. Пусть
компьютер будет «строгим», но не «плохим полицейским», а учитель –
всегда хорошим и добрым. Такая система только повысит авторитет
учителя.
Беседовала Светлана КИРИЛЛОВА