О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Журнал «Вопросы образования» опубликовал вторую часть большого
исследования Моны Муршед, Ченези Чийоке и Майкла Барбера «Как лучшие системы школьного
образования продолжают совершенствоваться?» («ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ», № 2
за 2011 год). Авторы акцентируют внимание на
том, что все удачные масштабные изменения в образовании характеризуются
наличием «системы взаимосвязанных мер воздействия, которые подкрепляют
друг друга и реализуются комплексно».
При этом можно выделить меры, которые «с одинаковой частотой,
но по-разному» реализуются на всех этапах реформаторской
практики. К ним относятся: пересмотр учебного плана, программ и
стандартов обучения; обеспечение достойного вознаграждения и зарплаты
учителям и руководителям школ; развитие технических навыков учителей и
руководителей школ; оценка достижений учащихся; внедрение систем баз
данных; стимулирование развития системы путем разработки программных
документов и законов об образовании. Наряду с этим есть меры, которым
уделяется особое внимание только на определенной стадии
развития. Например, при переходе системы образования от
«неудовлетворительного к удовлетворительному» состоянию особое значение
имеют: поддержка и повышение мотивации учителей с невысокими
результатами в работе; методический коучинг педагогов; разработка
учебно-методических материалов с детальными сценариями занятий;
дополнительная поддержка школ с низкими результатами; удовлетворение
основных потребностей учеников. Основная задача этого и последующего
этапов (перехода «от удовлетворительного к хорошему»)?– сокращение
разрыва между образовательными достижениями различных школ и учеников
из разных социальных групп.
В чем заключается основная функция родительского собрания? Позицию
классных руководителей в этом вопросе проявило исследование,
проведенное сотрудниками кафедры теории и истории педагогики
Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. Как пишет
Б.Куприянов в статье «Власть
привычек, которым грош цена» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 7 за 2011 год),
большинство респондентов видят назначение родительского собрания в
«информировании родителей о положении дел в ученическом классе и
индивидуальной ситуации ребенка», а главную трудность при проведении
собрания – в том, чтобы «потребовать с родителей тех или иных
действий».
«Таким образом, в своем большинстве классные руководители
строят взаимодействие с родителями по принципу “зубчатой передачи
воспитательного воздействия”»,?– заключает автор. То есть пытаются
оказать влияние на учеников через родителей.
Лишь пятая часть респондентов проявили готовность к сотрудничеству с
родителями как с партнерами. Такие педагоги представляют родительское
собрание как переговорную площадку, где их основная задача – помощь
родителям в воспитании детей. Эта установка проявляется, в частности, в
том, что педагоги стремятся учитывать пожелания родителей при
планировании содержания родительских собраний, привлекают родителей к
их подготовке.
По определению директора образовательного центра «Педагогический поиск»
В.Лизинского, «реально хорошая школа решает две основные проблемы:
достойное образование и формирование высоких гражданских качеств у ее
учеников». Чтобы школьным администраторам и учителям было проще оценить
свою успешность в решении этих задач, В.Лизинский разработал несколько
специальных опросных листов. Например, опросник «Урок и дети»,
предназначенный для анкетирования родителей и учеников (по желанию
учителя). Опросник в числе прочих содержит следующие
утверждения (с которыми предлагается согласиться либо не согласиться):
почти все уроки фронтальные; опора на запоминание составляет фактически
все время учения; основная нагрузка ложится на домашние задания;
внеклассная работа по предмету или отсутствует, или не привлекает
детей, или проводится сугубо формально. Подробнее об этих анкетах, а
также о ключевых содержательных проблемах
внутришкольного творческого взаимодействия читайте в статье В.Лизинского «Педагогический учебный
проблемно-аналитический практикум для администраторов школ и учителей»
(«УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛОЙ. ЗАВУЧ», № 6 за 2011 год).