О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
Ю.А.Аксенова
Символы мироустройства в
сознании детей
Екатеринбург: Деловая книга, 2000
Автор начинает с описания представлений, бытующих в
современном культурном пространстве. Ведь картина мира у каждого из
нас, с одной стороны, сугубо индивидуальна, с другой?– включает в себя
огромное множество элементов, научных сведений, архетипов, накопленных
человечеством за всю свою историю.
Но особенно важно приблизиться к пониманию того, как складывается
картина мира у растущего человека. И как мы, окружающие его взрослые,
чаще всего неосознанно, влияем на этот процесс. Автор, в частности,
приводит простейший пример: малыш много раз слышит от бабушки, что
мотыльки – это души живших раньше людей, а в школе узнает, что это
чешуекрылые насекомые. И ребенку приходится или выбирать между такими
разными представлениями, или выдумывать свою версию, позволяющую
объединить эти две. При этом подробно рассматриваются мифологический и
научный подходы в построении картины мира. Каждый имеет свои
характеристики и основания, но при этом они удивительным образом
уживаются в нашем сознании: сколько образованных людей суеверно стучат
по дереву или выполняют ритуалы «на удачу».
И наконец, автор переходит к описанию серии экспериментов, в ходе
которых школьникам было предложено изобразить на бумаге свои
представления на темы: Космос, Вселенная, Весь мир, Жизнь, Надежда,
Счастье, Любовь, Ничто. Интереснее всего интерпретация результатов,
перечисление объектов, встречающихся в детских рисунках, и символы, их
обозначающие. И конечно, читать комментарии авторов, высказанные в ходе
беседы с психологом.
Джон Палфри, Урс Гассер
Дети цифровой эры
М.: Эксмо, 2011
Распространение компьютеров и многочисленных
гаджетов быстро и бесповоротно изменило нашу жизнь и, самое
главное, жизнь наших детей. Нынешние школьники сильно отличаются от
предыдущих поколений, чем очень обеспокоены их учителя и родители.
Тревога усугубляется еще и тем, что почти все взрослые, даже уверенно
пользующиеся компьютером, все же чувствуют себя гостями в цифровом
мире, а дети живут в нем с рождения.
Что с этим делать, большинство взрослых не очень хорошо себе
представляют. К ним и обращена книга, написанная руководителями
Беркмановского центра по изучению интернета и общества. Авторы
постарались систематизировать риски, угрозы и положительные черты жизни
в Сети. Одним словом, «что необходимо предпринять для того, чтобы
защитить детей, одновременно предоставляя им достаточно свободы, чтобы
они могли разобраться во всем самостоятельно?». При подготовке книги
были проведены исследования и опросы среди молодых людей, чтобы понять,
как они взаимодействуют с информацией и друг с другом.
Авторы достаточно подробно и понятно (что важно для тех, кто не
очень-то ориентируется в цифровых изысках) анализируют, как «цифровые
аборигены» воспринимают свою идентичность в Сети, как изменились
представления о конфиденциальности: «Многие родители, бабушки и дедушки
даже представить себе не могут, что рассказывают о себе их дети и внуки
в Сети». Одна из самых объемных глав посвящена анализу безопасности в
интернете и тем мерам, которые могут быть предприняты против
кибербуллинга (виртуального насилия). В соответствующей главе
рассматривается проблема качества информации, выкладываемой в Сети. В
главе «Ученики» можно найти анализ того, как влияет поголовная
компьютеризация на процесс образования, здесь тоже есть свои подводные
камни.
Завершает книгу глава, воспроизводящая переписку авторов по электронной
почте, в которой они продолжают спорить по затронутым темам. А значит,
и читателя приглашают включиться в осмысление описанных процессов.