Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Ю.А.Аксенова
Символы мироустройства в сознании детей
Екатеринбург: Деловая книга, 2000

Автор начинает с описания представлений, бытующих в современном культурном пространстве. Ведь картина мира у каждого из нас, с одной стороны, сугубо индивидуальна, с другой?– включает в себя огромное множество элементов, научных сведений, архетипов, накопленных человечеством за всю свою историю.
Но особенно важно приблизиться к пониманию того, как складывается картина мира у растущего человека. И как мы, окружающие его взрослые, чаще всего неосознанно, влияем на этот процесс. Автор, в частности, приводит простейший пример: малыш много раз слышит от бабушки, что мотыльки – это души живших раньше людей, а в школе узнает, что это чешуекрылые насекомые. И ребенку приходится или выбирать между такими разными представлениями, или выдумывать свою версию, позволяющую объединить эти две. При этом подробно рассматриваются мифологический и научный подходы в построении картины мира. Каждый имеет свои характеристики и основания, но при этом они удивительным образом уживаются в нашем сознании: сколько образованных людей суеверно стучат по дереву или выполняют ритуалы «на удачу».
И наконец, автор переходит к описанию серии экспериментов, в ходе которых школьникам было предложено изобразить на бумаге свои представления на темы: Космос, Вселенная, Весь мир, Жизнь, Надежда, Счастье, Любовь, Ничто. Интереснее всего интерпретация результатов, перечисление объектов, встречающихся в детских рисунках, и символы, их обозначающие. И конечно, читать комментарии авторов, высказанные в ходе беседы с психологом.


Джон Палфри, Урс Гассер
Дети цифровой эры
М.: Эксмо, 2011

Распространение компьютеров и многочисленных  гаджетов быстро и  бесповоротно изменило нашу жизнь и, самое главное, жизнь наших детей. Нынешние школьники сильно отличаются от предыдущих поколений, чем очень обеспокоены их учителя и родители. Тревога усугубляется еще и тем, что почти все взрослые, даже уверенно пользующиеся компьютером, все же чувствуют себя гостями в цифровом мире, а дети живут в нем с рождения.
Что с этим делать, большинство взрослых не очень хорошо себе представляют. К ним и обращена книга, написанная руководителями Беркмановского центра по изучению интернета и общества. Авторы постарались систематизировать риски, угрозы и положительные черты жизни в Сети. Одним словом, «что необходимо предпринять для того, чтобы защитить детей, одновременно предоставляя им достаточно свободы, чтобы они могли разобраться во всем самостоятельно?». При подготовке книги были проведены исследования и опросы среди молодых людей, чтобы понять, как они взаимодействуют с информацией и друг с другом.
Авторы достаточно подробно и понятно (что важно для тех, кто не очень-то ориентируется в цифровых изысках) анализируют, как «цифровые аборигены» воспринимают свою идентичность в Сети, как изменились представления о конфиденциальности: «Многие родители, бабушки и дедушки даже представить себе не могут, что рассказывают о себе их дети и внуки в Сети». Одна из самых объемных глав посвящена анализу безопасности в интернете и тем мерам, которые могут быть предприняты против кибербуллинга (виртуального насилия). В соответствующей главе рассматривается проблема качества информации, выкладываемой в Сети. В главе «Ученики» можно найти анализ того, как влияет поголовная компьютеризация на процесс образования, здесь тоже есть свои подводные камни.
Завершает книгу глава, воспроизводящая переписку авторов по электронной почте, в которой они продолжают спорить по затронутым темам. А значит, и читателя приглашают включиться в осмысление описанных процессов.