Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК


Черных Марина

Найти контакт, не подменяя друг друга

Установочный диалог на первом родительском собрании поможет корректировать отношения в течение всего учебного года

Для учителя, особенно молодого, камнем преткновения часто становится взаимодействие с родителями своего класса. Ведь если ты лет на десять–пятнадцать моложе большинства пап и мам, да к тому же еще далеко не «звезда школы», убедить своих визави в необходимости прислушиваться к своему мнению будет непросто.
Чувствуя это, некоторые неопытные учителя берут на первом собрании излишне менторский тон, загораживаясь, как щитом, своим статусом и возможностью расквитаться с детьми тех, кто будет вести себя недостаточно почтительно. Наверное, излишне объяснять, что ни к чему хорошему такое распределение ролей не приведет…
Не многим лучше прямо противоположная ситуация, когда педагог, съевший, что называется, не одну собаку за учительским столом, видит перед собой совсем молодых родителей, которые пешком под стол ходили, когда он уже имел высшую категорию. Как не наставить их с высоты своего опыта? Огромный соблазн. И слова о том, что молодые родители всецело доверяют, разделяют и делегируют, – не больше чем снятие с себя ответственности за то, что будет происходить с их ребенком. А ответственность не перчатка – будучи снятой, очень трудно «надевается» обратно.
Именно поэтому и вчерашнему выпускнику педагогического вуза, и признанному школьному мэтру хорошо бы продумать первое родительское собрание, чтобы сразу расставить все на свои места: учитель и родители объединяют усилия и уважают мнения друг друга. Вот с точек зрения на продвижение детей в предстоящем году надо бы и начать. Какие результаты обе стороны считают значимыми? Насколько они реалистичны. Каких усилий от обеих сторон потребуют. И хорошо бы начинать этот разговор с письменного изложения каждым своих планов. Это позволит собраться с мыслями и почувствовать ответственность за свою позицию. А листочки эти можно сохранить до конца учебного года.
Такой установочный диалог поможет корректировать отношения в течение всего учебного года. Пассивных молчунов можно время от времени ненавязчиво спрашивать, как они двигаются в самостоятельно выбранном направлении. А чрезмерно активным напоминать о воспитательных приоритетах.
Группы таких «инициативных» родителей то и дело появляются в классах. Они образуют нечто вроде клуба, охотно общаются и вне школы и очень интенсивно несут в класс атрибуты гламура и шоу-культуры. Как правило, их энтузиазм разделяют далеко не все семьи. Но возражать активистам не осмеливаются или стесняются. И тут уж дело учителя – найти разумный баланс между модными развлечениями и содержательной жизнью класса.
Лучше всего направить бьющую через край родительскую энергию в мирное русло. Например, предложить разнообразные семейные проекты, с представлением результатов в конце. Это может задать родительской энергии более или менее содержательный вектор, если они почувствуют, что содержательная презентация поднимет их престиж.