СТИЛЬ И УКЛАД
Если кабинет директора превращается в оранжерею
Плюсы и минусы цветочной традиции
Что слишком, то не здраво
Цветы – один из традиционных атрибутов праздника. День знаний
или последний звонок, 8 Марта или День учителя, традиционная встреча с
выпускниками или даже обычный экзамен у нас становятся поводом для
торжественного вручения цветов учителям. Первый волонтер Корпуса мира
Елоика Фостер, которая в 1996–1998 годах преподавала английский язык в
моей гимназии, была немало удивлена нашими традициями вручения цветов и
в свою очередь удивляла наших учителей фразой: «У нас, в Америке,
такого нет!»
Впрочем, «что слишком, то не здраво», постепенно и цветы перестают
создавать праздничное настроение. Как директор гимназии, я каждый раз
просил не тратить средства на цветы во время проведения выпускных
экзаменов (или хотя бы свести эти расходы к минимуму). Убежден, что и
день рождения директора не должен превращаться в общешкольный праздник,
в результате которого его кабинет превращается в оранжерею.
Приветствуют-то не директора как человека, а прежде всего «директорское
кресло», и кто в нем сидит, для большинства «ходоков» не имеет никакого
значения. Поэтому не всегда искренние поздравления и цветы, которые их
сопровождают, праздник в душе отнюдь не создают!
Помню, как традиция обеспечения «цветущей жизни» учителям во время
выпускных экзаменов толкнула меня, выпускника школы, на совершение
серьезного правонарушения. Наша классная руководительница поручила мне
и еще двум моим одноклассницам принести как минимум три букета цветов
на очередной экзамен. Дома у нас на тот момент уже все отцвело. В моей
родной Новой Праге (Кировоградская область) их никто не продавал, а
попросить у кого-то было неловко, поэтому, вооружившись ножницами, мы
отправились на ночную цветочную «охоту».
Жертвой школьных традиций (экзамен?– это праздник!) стала одна бабушка,
у которой мы еще засветло присмотрели лучшие клумбы... Хорошо, что наша
доблестная милиция тогда не была озабочена такими мелкими
преступлениями, а то затея могла бы иметь для нас очень печальное
продолжение. В школе же нас похвалили – ведь букеты были наилучшими. Но
вряд ли они были в радость нашим учителям, ведь дарили мы их «по
разнарядке», а не по движению души.
Социальные «игры»
Первые годы своей педагогической карьеры я работал
организатором внеклассной работы. Когда впервые организовывал праздник
первого звонка, позаботился о том, чтобы никому не забыли вручить цветы
(часто они не достаются техничке или медсестре), но не обратил внимания
на то, какие цветы вручаются учителям. Как оказалось, в этой школе
существовала своеобразная «табель о рангах» букетов. Поэтому после
торжественной линейки меня ждал «скандал»: почему тем учителям вручили
букеты роз, а мне, Заслуженному учителю, только пионы?! В последующие
годы приходилось просить учеников «не обижать» именно эту учительницу
цветами не ее ранга.
А это приводило к тому, что публичный церемониал вручения цветов
превращался в зарегламентированную процедуру: вот эти цветы «возлагаем»
к памятнику (такие-то ученики), а эти вручаем (розы от каждого класса
всем учителям-предметникам и классным руководителям). Конечно, себя я
не включал в список тех, кто должен был обязательно получить цветы
«соответствующего ранга», поэтому всегда получал некий «неформальный»
цветочек от «незапланированного ученика». И в этом была настоящая
радость.
Уже будучи директором гимназии, нашел простой и рациональный способ,
как распорядиться охапками цветов, которые вручали мне и завучам. Наши
ученики уже после линейки разносили эти букеты спонсорам и друзьям
гимназии. Многих из них такая неожиданность искренне радовала, кстати,
такой знак внимания усиливал их стремление помогать гимназии.
Впрочем, я знаю и другие примеры «вторичного» использования подаренных
детьми цветов. Довольно часто их потом несут «начальству» (иногда
работники управления сами заказывают в какой-нибудь школе пару букетов,
с тем чтобы было чем поздравить кого-то с днем рождения). Есть и
примеры того, как особо предприимчивые учительницы возвращали букеты к
8 Марта знакомым цветочницам для повторной продажи.
Я далек от мысли, что наши традиции «цветочных церемоний» в школе можно
и нужно быстро сломать. И нет сомнения в том, что следует обращать
внимание на такую «мелкую» проблему: цветы как деформирование атрибутов
школьного праздника.