ПЕРЕВОДИМ ЧАСЫ НА УЧЕБНОЕ ВРЕМЯ
Болгова Ирина, Александрова Вера
На подступах к метапредметным результатам
Переходим на новые образовательные стандарты в основной школе: несколько практических советов
Начало нового учебного года всегда немного суматошное. Пока в
коридорах и учительской еще слышны отголоски летних впечатлений. Но и о
перспективах, ближних и дальних, учителя не?забывают. В частности о
том, что переход на новые образовательные стандарты в средней школе не
за горами. Это активно обсуждается педагогами уже сейчас: лучше
обдумать и попробовать новые подходы заранее, до обязательного их
введения приказом. В этом году учителя средней школы начали потихоньку
разбираться с?новой терминологией, планировать уроки в логике
деятельностного подхода, делиться друг с другом своими находками и
сомнениями. Возможно, опыт московских учителей в этой области
пригодится коллегам в?педагогическом конструировании.
Что означают новые термины
Если проанализировать требования к новым результатам
образования, то самыми сложными и малопонятными для большинства
педагогов-практиков окажутся метапредметные результаты.
Для их достижения работу педагогов разных предметов необходимо
построить в едином формате, то есть, опираясь на универсальные учебные
действия – еще один новый термин, который очень часто упоминается в
новых образовательных стандартах.
Под универсальными учебными действиями понимается совокупность способов
действий ученика, которые обеспечивают его способность к
самостоятельному усвоению знаний и умений, включая организацию этого
процесса. Они бывают познавательными, коммуникативными, личностными,
регулятивными.
Несмотря на новую терминологию, нет ничего более понятного для
педагогов-практиков. Ведь познавательные ученик приобретает, выполняя
задания, начинающиеся со слов: «изучите… опишите… объясните… составьте
таблицу… пользуясь таблицей, выявите закономерность… на основании
имеющихся данных постройте график… составьте словарик терминов по теме…»
На выработку регулятивных направлены упражнения: «дайте характеристику
химическому веществу по плану предыдущей характеристики … определите,
как данный процесс будет проходить в других условиях… найдите
соответствие между…»
Личностные же будут складываться в процессе ответов на вопросы,
например, такого характера: «Согласны ли вы с позицией автора
произведения? Как вы относитесь к главному герою? Выскажите свое
отношение… Как изменилось ваше настроение после?..»
Коммуникативные учебные действия складываются в ходе обсуждения в
классе той или иной проблемы, если у ребят есть возможность высказывать
свою точку зрения и отвечать на вопросы оппонентов.
Партнерство
Легко догадаться, что именно основная и старшая школа
столкнется с серьезными проблемами в области получения метапредметных
результатов, потому что в начальной школе основным учебным предметам
детей обучает один учитель. Поэтому так важно организовать
социально-педагогическое партнерство, а проще говоря, надо лучше узнать
и помочь друг другу.
Прежде всего стоит познакомиться поближе, сделать шаг по направлению к
своим коллегам – учителям-предметникам. Формы знакомства можно
использовать разные: от педсовета до чаепития в педагогической
гостиной, но цель должна быть одна – обсудить и выработать общие
подходы к применению универсальных учебных действий.
Для более близкого знакомства разработайте и проведите интегрированный
урок.
Немаловажно договориться с коллегами о соблюдении единого
орфографического режима на уроках. Ведь на контрольных работах по
различным предметам мы часто слышим вопросы от школьников: «А за
орфографические ошибки оценки снижаются?» Уже в самом вопросе заключена
мысль о том, что на различных предметах должны быть и разные
требования. Почему?
Хотелось бы напомнить, что по существующим правилам учитель-предметник
должен проверять работу школьника и по ее содержанию, и по
орфографической грамотности, исправляя допущенные ошибки. При этом
оценка снижается только за ошибки, допущенные в написании терминов по
данному предмету. Снижение же требований, как правило, приводит к тому,
что контрольные письменные работы, сделанные в виде развернутых
ответов, иногда даже невозможно читать из-за отсутствия логики
изложения, структурирования материала и безграмотности.
К сожалению, не прибавляет грамотности и практика проведения экзаменов
в формате ГИА и ЕГЭ, так как подготовка к ним в большинстве случаев
ведется на основе выбора варианта из предложенных или нахождения
соответствия между вариантами. При этом практически отсутствует
мыслительно-речевая деятельность, одна из наиболее развивающих форм
деятельности ребенка. Поэтому в 9–11 классах можно, например, писать
биологические эссе.
Это позволяет научиться четко и грамотно формулировать мысли,
структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять
причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими
примерами, аргументировать свои выводы.
Для творческих работ по биологии и экологии можно использовать и другие
литературные формы и жанры. Например, предложить школьникам написать
очерк в местную газету об экологических проблемах своего региона или
обращение к органам местного самоуправления по вопросу решения
социальных или экологических задач.
Как найти общий язык
Для формирования единого методологического языка незаменимо
ведение терминологического словаря по разным учебным предметам. Пусть
ученики, прочитав предложенные термины, заполнят таблицу, составят
словарь определений.
Термины: биология, химия, механика, экология, стилистика, орфография,
астрономия, микология, орнитология, этология, полимеризация, аксоны,
атомы, молекулы, физиология, нейрон, гетеротрофы, метан, анатомия,
география, оптика и т.д.
Известные термины |
Неизвестные термины |
Науки |
Предметы
и явления |
|
|
|
При выполнении этого задания интересен еще один аспект: что
ученики или учителя будут делать после выявления непонятных им
терминов?
Еще одну возможность для «нахождения общего языка» получает
педагог, который возьмется посмотреть на УМК по своему предмету глазами
учителей других предметов.
Первое, на что нельзя не обратить внимание, – это плохая состыковка
изучаемого материала. Например, тема «Химический состав клетки» по
биологии (9 класс) плохо усваивается школьниками, потому что
органическую химию они начинают изучать в 10–11 классах.
Если подробнее изучить учебные пособия и посмотреть их содержание, то
можно найти и некорректное изложение учебного материала. Почитаем
учебник известного автора «Историческая экология» для 5–6 классов
глазами учителей других предметов.
При описании перехода человека от присваивающего к производящему
хозяйству автор пишет: «Африканские бушмены очень просто объяснили
отсутствие у них земледелия: “Зачем нам выращивать растения, если в
мире так много орехов манго?”»
Но «бушмены» – собирательное название, применяемое к нескольким
коренным южноафриканским народам охотников-собирателей, а плоды манго
(не орехи) выращивали и употребляли в пищу в Индии и Пакистане и лишь
совсем недавно их стали выращивать в США, Мексике, КНР (комментарий
учителей биологии и географии).
Или другой пример: «Феодальный строй (до XIX века) – это вторая форма
классового общества, сменившая рабовладельческий строй. При нем
существовали два основных класса: феодалы и крепостные крестьяне.
Феодалы (помещики) владели землей, а принадлежащие им крестьяне
работали на ней и отдавали за это часть продуктов своего труда.
Крепостного крестьянина можно было продать и купить, но нельзя уже
было, как раньше раба, убить».
Применять термин «крепостные крестьяне» для характеристики
общественного строя Западной Европы не совсем корректно. Такое
сочетание как «феодал?– крепостной крестьянин» лучше заменить на
«феодал?– зависимый крестьянин» (комментарий учителя истории).
Подобная работа поможет самому попрактиковаться в анализе учебного
материала, планировании работы, поиске и структурировании информации;
совершенствовать свои коммуникативные навыки. Ведь именно этому мы
должны учить детей в соответствии с новыми стандартами.