Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №14/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАНИЕ НА ЗАВТРА


Образование в зеркале HI-Tech

О том, как меняется школа с проникновением ICT и AV-технологий, – наш разговор с директором Института новых образовательных технологий и информатизации РГГУ Сергеем КУВШИНОВЫМ и генеральным директором Лиги образования Сергеем САФРОНОВЫМ

Начало учебного года всегда сопряжено с новыми ожиданиями, планами, стремлением заглянуть в будущее. Сегодня это?стремление обретает особую актуальность, поскольку перемены все настойчивее стучатся в школьные двери. А в некоторые школы они уже пришли: там начали осваивать хайтек (высокие технологии), которые не только меняют облик образовательных учреждений, но и оказывают влияние на методику обучения.

Сергей КУВШИНОВ. Прежде всего надо сказать, что инструментальное обеспечение образовательного процесса достигло такого уровня, что на него уже нельзя смотреть как на обычные ТСО (технические средства обучения). Сегодня сетевые, аудиовизуальные и другие технологии – это возможность реализовать современные педагогические подходы и концепции. Более того, технологии стимулируют учителей к освоению этих концепций, поскольку новая техника создает новую образовательную среду и новые типы коммуникаций.

Смотрите, что происходит. Во-первых, с насыщением образовательной среды коммуникативными технологиями меняется культура отношений между преподавателем и учеником. Если преподаватель находится в социальной сети, то у него может быть своя web-страничка (или сайт), свой блог, а значит, дети получают возможность приватного общения с педагогом по самым разным проблемам. Переход на такое взаимодействие разрушает стереотип традиционных взаимоотношений «учитель–ученик», преподаватель становится более доступным, а общение?– более доверительным.

Во-вторых, меняется само пространство школы и классов. Вот пример из практики нашего института, который занимается оценкой и апробацией созданных технологий, а также их продвижением на рынке. Так вот, в российских регионах есть немало школ, которые проявляют большой интерес к этим продуктам. В частности, школам интересны новые разработки классных аудиторий. Педагогов привле­кает то, что каждая аудитория?– это нестандартный подход к организации учебного пространства. В школах уже появился, например, класс-визионариум. В нем вообще нет парт. Класс представляет собой высокий амфитеатр, покрытый мягким ковролином. Дети рассаживаются на ступеньках этого амфитеатра. В классе установлено специальное оборудование, позволяющее делать качественные медиапрезентации: экран большого размера, семиканальный звук, 3D-изображение. А есть класс – учебный-ситуационный центр, где на занятиях дети рассаживаются полукругом перед экраном «большой информационной емкости», на который могут выводиться одновременно сайты интернета, видеоконференция, статистические и другие данные. Учащиеся ищут совместно с учителем решение сложной многоаспектной задачи, учатся извлекать, сопоставлять, критически осмысливать информацию. То есть пространство организовано так, чтобы было максимально удобно осуществлять коллективное взаимодействие.

Сергей САФРОНОВ. Добавлю, что с появлением новых Hi-Tech-устройств у педагогов возникает возможность создавать образовательный процесс в «реальных условиях». Можно, например, не изучать строение лишайников по учебнику, а отправиться в лес, найти там грибы, сделать трехмерный макет гриба с указанием названия его отдельных частей, химического строения, размеров, отправить фотографии с текстом о местных особенностях сбора и приготовления грибов в Оклахому и получить ответ от американских школьников…

– Но ведь те же интернет и компьютеры можно использовать в традиционных методиках. Откуда уверенность, что учителя будут применять технологические новинки для реализации каких-то новых педагогических концепций?

С.С. Раньше или позже, но это неизбежно произойдет. Дело в том, что потребность в образовании органична, естественна для человека. Вначале она может проявляться на уровне детской мечты, а потом оформиться в осознанный запрос к образованию. Такого рода запросы во многом формируются под воздействием внешней среды. Например, в информационным мире у детей естественным образом развивается потребность в освоении этой «оцифрованной» среды. И соответственно появляется потребность в учителях, которые будут говорить с ними на языке нового мира. По мере развития ICT школа все сильнее станет ощущать этот запрос со стороны детей, родителей, профессиональных сообществ. Но важно понимать также, что помимо запросов, присущих большинству, существуют индивидуальные запросы отдельных людей. И сегодня в мире основной тренд – это индивидуализация, вплоть до того, что даже недорогие автомобили создаются по индивидуальным заказам клиентов. Современные молодые люди ориентируются не столько на карьеру, сколько на реализацию своих способностей, склонностей, предпочтений, на обретение и следование своему особому стилю жизни. Поэтому во всем мире образование начинает переориентироваться на то, чтобы сопровождать индивидуальные образовательные запросы людей на протяжении всей жизни, начиная с помощи в осознании и оформлении этих запросов.

С.К. Говоря об индивидуализации, хотелось бы обратить внимание на то, что новые технологии позволяют выстраивать учебный процесс в соответствии с психофизиологическими особенностями ученика. Известно, например, что только 12% детей в классе работают в темпе преподавателя. Другая часть – дети, которые постоянно «бегут впереди паровоза» или, напротив, все время отстают, но не потому, что тугодумы, а потому, что таковы особенности их психотипа. Как построить урок, чтобы представители всех этих групп чувствовали себя комфортно? Современные технологии позволяют это сделать. Одна из них, в частности, основывается на том, что каждому ученику предоставляется возможность управлять поступающим информационным потоком. Объяснение нового материала при этом может выглядеть так. Преподаватель ведет занятие, используя видеопоказ со слайдами. Специальный смарт-конспект с этими же слайдами находится на столе у каждого ребенка рядом с его ноутбуком. И ученик имеет возможность просматривать материал в том темпе, в котором он считает нужным, а также делать пометки в смарт-конспекте и по сети задать вопрос.

– Расскажите, какие ICT, AV-реше­ния появились в этом году, на базе которых могли бы быть реализованы новые образовательные технологии?

С.К. Весьма интересное решение для организации коллективной работы в классе реализовала одна из корейских компаний: у каждого из 15 учеников в классе имеется ручка с обычным пишущим стержнем, внутри ручки встроена миниатюрная видеокамера, заряжаемый аккумулятор и модуль Bluetooth для передачи данных на компьютер учителя. Сигналы одновременно поступают со всех 15 ручек через интегрирующий Bluetooth блок. Посредством программного обеспечения учитель полностью контролирует процесс одновременного письма всех учащихся в своих рабочих тетрадях. При необходимости на экран или интерактивную доску может быть оперативно выведена любая тетрадь учащегося и сделаны графические комментарии. Таким образом, отпадает надобность иметь компьютер на каждом рабочем месте, а учителю подходить к ученику и заглядывать в его тетрадь.
Но самое главное, появляется возможность совместного обсуждения любой работы, которая выводится на экран. Это пример удачного сочетания традиционных и цифровых технологий, которое способствует замедлению процесса тотальной дисграфии современных учащихся, связанного с постоянным использованием клавиатуры и мыши. Данное решение открывает определенные перспективы в реализации образовательных технологий, например, возрождение чистописания или каллиграфии на новом «цифровом» уровне.

– В каком направлении, на ваш взгляд, пойдет развитие информаци­онных, образовательных технологий?

С.К. Наблюдая, как стремительно прогрессирует рынок аудиовизуальных, компьютерных, интерактивных и других технологий в образовании, культуре, науке, можно выделить сразу несколько ключевых направлений. Новые технологии становятся основой для построения структуры образовательной среды образования XXI века, организации учебно-исследовательского пространства нового типа. Разработчики Hi-Tech осознают, что в новой среде «цифрового» обитания человека должны быть созданы для него новые условия, новая эргономика. Новейшие высокотехнологические устройства все больше «настраиваются» на человека, адаптируются к конкретному пользователю.

Сегодня мы наблюдаем тенденцию к интеграции аудиовизуального и компьютерного оборудования и учебной мебели в единый мультимедийный, сетевой образовательный комплекс. Аудитория образовательного учреждения – это уже не просто помещение, в котором много техники и соответственно софта, это адаптивное пространство для погружения в знания с использованием новых здоровьесберегающих технологий. Мобильность в пределах классной комнаты, школы – лишь часть свободы, так необходимой для открытого детского сознания.

С.С. Я бы подчеркнул, что трендом образовательных технологий продолжают оставаться интерактивные доски. Они построены на различных принципах действия с различными аксессуарами типа интер­активных указок, графических беспроводных планшетов, пультов голосования, документ-камер, акустических систем. Важной тенденцией в развитии интерактивных досок является создание многопользовательского интерфейса: на одной доске могут работать одновременно два, три и более учащихся. На поверхности доски можно писать различными пишущими инструментами-маркерами. Большим успехом у учащихся пользуются показы 3D-изображений на интерактивных досках, и похоже, что совмещение этих технологий станет еще одним направлением.

Европейский опыт показывает, что качественные изменения в подготовке школьников происходят в тех школах, где в каждом классе стоит интерактивное устройство «один класс = одна интерактивная доска!» и у каждого учащегося – персональный ноутбук.

С.К. Думаю, что особое внимание следует уделить и технологиям «Виртуальной реальности», которые дают возможность увидеть сложные для понимания объекты, процессы в трехмерном пространстве класса. Весьма радует тот факт, что у учителей и преподавателей меняется взгляд на технологии виртуальной реальности, приходит понимание, что это не «украшение» информационного подхода к обучению, а его принципиальное расширение, которое, по последним исследованиям, соотносится с устройством человеческой памяти, когда речь идет о долговременном запоминании, усвоении какой-либо информации.

– Что, на ваш взгляд, тормозит внедрение в школах новейших разработок?

С.С. С одной стороны, мы видим громадное количество девайсов для школьников и студентов, которые они с легкостью осваивают, и в то же время существуют проблемы их освоения учителями и преподавателями. Нужны более простые и интуитивно понятные интерфейсы, нужна «дружественность» устройств, которая обеспечит беспрепятственное их внедрение в реальный, каждодневный учебный процесс.

Беседовал Анатолий ВИТКОВСКИЙ