Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

СТРАНИЦЫ ВНЕШКОЛЬНОГО ВРЕМЕНИ


Рыбакова Юлия

Театральный образовательный фестиваль: искусство быть и зрителем, и актером

Здесь формируются понимание самоценности творчества, умение ждать от него чего-то необыкновенного, радоваться самому процессу и новым впечатлениям

Вконце лета – начале осени проходит немало детских творческих фестивалей и конкурсов. Однако зачастую дело ограничивается самодемонстрацией юных актеров и музыкантов, хотя потенциальные возможности подобных праздников гораздо шире. Они могут стать образовательной средой и для тех, кто выходит на?сцену, и для зрителей. Многолетний опыт проведения беспризового образовательного фестиваля «Маленький спектакль» (http://www.kafedramhk.ru/) пригодится организаторам массовых детских творческих мероприятий, педагогам дополнительного образования и учителям, работающим с детьми в образовательной области «Искусство».

Приглашаются все желающие

Чтобы фестиваль прошел успешно, не обязательно предварительно отбирать участников, самых-самых. Куда важнее точно обозначить, что именно должно быть представлено. К примеру, принимаются только сценические миниатюры длительностью не более 15 минут, представляющие собой целостную историю.
Регламент фестивальной программы получается довольно насыщенным: семь-восемь спектаклей играются нон-стоп в два отделения, с одним небольшим антрактом. Смена декораций между выступлениями разных коллективов производится мгновенно, на глазах у зрителей, актеры возвращаются в зрительный зал, даже не сняв костюмов и грима.
В эти короткие паузы можно успеть чуть-чуть поговорить об увиденном. Блиц-диалоги способствуют формированию зрительской компетенции детей, особенно если в зале царит атмосфера игры, доверительного общения детей и взрослых.
Уметь быть зрителем – это целая наука, требующая не только определенной практики, но и общения с другими компетентными зрителями. Родители не всегда, к сожалению, ими являются или не умеют разговаривать с ребенком на подобные темы. Поэтому так важно участие педагогов в обсуждении зрительских впечатлений.

Правила поведения для зрителей

Условие участия в фестивале – обязанность посмотреть чужие работы. Перед началом фестиваля ведущие обязательно задают ребятам несколько вопросов, касающихся правил поведения для зрителей. Формулируются эти вопросы таким образом, чтобы напомнить детям их собственные ощущения в роли актеров: «Какого бы зрителя вы хотели видеть у себя на спектакле? О чем бы вы попросили своих зрителей перед спектаклем? Чем ваши зрители могли бы вас обрадовать, а чем – огорчить?» Таким образом, ребята без нудных пояснений и запретов, которые способны вызвать обратную реакцию, определяют условия сегодняшней игры. И нарушать собственные правила становится стыдно.
Программа составляется так, чтобы в одной встрече участвовали дети разных возрастов: и самые маленькие, и подростки. Участники внимательно наблюдают друг за другом. Известно, что между школьниками разных возрастов порой возникает непонимание. Здесь же, в атмосфере творческого праздника, у них есть возможность сблизиться и понять друг друга.

Cюрпризы и импровизации

Во время фестиваля организаторы и ведущие стараются создать как можно более праздничную атмосферу, делая особенный акцент на поддержании некой интриги – ожидании сюрприза, внезапных импровизаций, неожиданных изменений привычного порядка. Любопытство, чувство радостного ожидания необходимы современным подросткам. Тогда основным позитивным результатом праздника станут для них не те сувениры, которые вручаются в финале, а именно удовлетворение этих чувств и творческая реализация, которую получают не только актеры, но и зрители фестиваля.

Взгляд со стороны

Восприятие каждого человека субъективно. Чтобы понять, как видит тебя другой, нужно приложить немалые усилия. Для начала нужно просто знать о том, что существует взгляд, отличный от твоего. На фестивале ребята демонстрируют свои работы по очереди. И у них появляется возможность по реакции зрительного зала определить, насколько их творчество интересно зрителям. Это прекрасная школа, и не только творческая, но и жизненная. Ребята понимают, что к собственному творчеству надо относиться очень серьезно именно из-за зрителя: если ты что-то делаешь спустя рукава, окружающие перестают воспринимать тебя всерьез.

Герои дня

Итак, все спектакли сыграны, обсуждения закончены, пришло время подведения итогов мероприятия.
Здесь ребят ожидает сюрприз. Оказывается, отмечаются и награждаются совсем не лучшие актеры, как это обычно бывает. Ведущие, естественно, благодарят всех участников фестиваля. Однако призы вручаются не им.
В финале встречи отмечаются самые активные зрители, давшие максимальное количество правильных ответов. Таким образом, получается, что на фестивале героями дня становятся не столько актеры (для которых праздником является само выступление), сколько зрители. То есть все присутствующие.


Может пригодиться

 
Разговаривать с детской аудиторией непросто. Время ограничено и фестивальной программой, и способностью ребят удерживать внимание, сохранять тишину.
В то же время короткие диалоги должны вместить в себя сразу несколько содержательных планов. Поэтому выстраивать их нужно очень продуманно.

Сопереживание. Случается, зрители не получают от хорошего спектакля серьезного эстетического впечатления, поскольку не имеют навыка эмоционального включения в творческий процесс. Поэтому в блиц-диалоги можно включать вопросы, акцентирующие внимание на возможных эмоциональных переживаниях зрителя: «В какой момент вам стало смешно? Грустно? А когда захотелось заплакать?» Возможно, искренние ответы прозвучат не сразу. Но ребята поймут, что такие переживания в принципе возможны.

Внимание к деталям. Дети, только что посмотревшие спектакль, порой не способны ответить на простейшие вопросы, связанные с сюжетом. А о смысловой и контекстной составляющей даже не стоит упоминать.
Педагоги, ведущие диалоги, задают зрителям конкретные вопросы, касающиеся представления: как зовут того или иного персонажа, что ответил такой-то герой на такой-то вопрос, какую песню пели герои... Ведущие активно подбадривают тех, кто смог ответить правильно. А уже через полчаса приходится принимать ответы только у тех, кто первым поднял руку – так много желающих похвастаться своей наблюдательностью.
Но чтобы правильно ответить на вопрос, который заранее не знаешь, нужно быть очень внимательным ко всему, что происходит на сцене! И это мгновенно становится интересным, быть внимательным зрителем постепенно входит в привычку.

Условная реальность. Зритель должен уметь понять и принять законы произведения искусства. На первый взгляд, это достаточно просто: стоит только определить для себя, что существует такой придуманный мир, где, например, люди умеют летать, – и все в спектакле сразу становится понятным. Однако, как показала практика, этому тоже надо учиться.
Для этого во вступительную беседу обязательно включается упоминание о том, что каждый спектакль – это особенная страна, где возможно все, что угодно, а блиц-диалог обязательно содержит вопросы, характеризующие реальность каждого спектакля: «А летать умеют все жители этой страны или только главные герои? А какого цвета там небо? А умеют ли там камни петь?» Постепенно ребята начинают относиться к сценической условности как к естественному обстоятельству. Теперь им гораздо легче включиться в происходящее на сцене.
К концу фестиваля вопросы становятся сложнее, не столько про внешнюю форму, сколько про внутреннюю – смысловую и духовную – сущность спектакля. Зрители учатся всерьез задумываться над произведением.

Целостная картина. Случается, дети, вполне понимая происходящее в каждой отдельной сцене, не могут проследить логические связи между эпизодами, теряют сквозную нить.
Поэтому в обсуждение необходимо включать вопросы, направленные на объединение всего сюжета и определение причинно-следственных связей: «Что было в начале, а что – в финале? Как герои подошли к этому результату? Почему герой поступил именно так? Какое событие в предыдущих сценах и подтолкнуло его к этому?»

Услышать собеседника. Одно из условий обсуждения – нельзя повторять уже сказанное. Это заставляет ребят прислушиваться к тому, что говорят другие зрители. Эффект усиливают просьбы ведущих дополнить или развить предыдущий ответ.
Однако ответы могут быть неверными или неграмотно сформулированными. Ни в коем случае нельзя допускать насмешливой или пренебрежительной реакции зала. Задача ведущих – постараться найти рациональное зерно в каждом слове ребенка и сделать его понятным остальным. Так формируется понимание того, что слова, которые, на первый взгляд, кажутся глупыми или смешными, могут оказаться достойными внимания и уважения.
Это поможет не только одному конкретному зрителю: видя, что проблема косноязычия решается, другие дети смогут перебороть страх публичного выступления, боязнь ошибиться или сказать глупость. К тому же на чужом примере легче понять, как грамотно сформулировать ответ. В то же время ведущие должны избегать намеков на собственное понимание правильного ответа и наводящих вопросов. Стоит особенно поощрять небанальные высказывания ребят и неожиданные решения проблемы.
Научившись слушать и уважать собеседника, нужно теперь научиться его слышать. То есть понимать истинный смысл сказанного. Для этого ведущие строго следят за тем, чтобы ребята отвечали именно на тот вопрос, который был задан. То же внимание уделяется и пониманию ребятами мнения своих товарищей.
Актеры на сцене также являются для зрителей своеобразными собеседниками. Именно поэтому так важно, чтобы ребята научились понимать, что же хотели им сказать создатели спектакля.