Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

«Держись, ты мой учитель!»

Письмо августа

Август, а ведь именно в августе какого-то там года вас приняли в школу учителем, и стаж пошел. Первый трудовой август, двадцатый – и хотя у каждого свой календарь, существует некое общее учительское состояние – «августОвское», с особым ударением, с особым течением мыслей.

Нам пришло письмо:


«50 лет назад, 8 августа 1961 года, меня зачислили учителем школы №1 поселка Поярково, что под Благовещенском, и начался мой официальный педагогический стаж. Хотя свой первый пробный урок я провела еще будучи студенткой педучилища. Его я запомнила навсегда.
Учительница (я) входит, брови насуплены – ученики там, учитель здесь, барьер на месте. Даю детям задание и иду по рядам смотреть, как они выполняют.
Руки за спину, смотрю строго, иду… и вдруг мальчик с предпоследней парты вкладывает что-то в мои закинутые за спину руки. Карандаш! Я его чувствую! Но виду не подаю, иду дальше.
А когда обошла класс, повернулась к детям – никакой строгой учительницы уже не было и в помине. Была смеющаяся молодая девчонка, которая вернула мальчишке карандаш и сказала: «Большое спасибо!» Дальше урок прошел на таком подъеме, что я даже не знаю, откуда что бралось, песня, а не урок. Веселая, игривая, интересная, и куда там плану, который я написала заранее.
Большинству студентов и методистам, которые сидели в классе, урок понравился. Но некоторые отнеслись с опаской: как я могла мальчику, который, оказывается, «хулиганистый», спасибо сказать, да еще с улыбкой? Непорядок.
Только я этому мальчику благодарна всю жизнь: он не просто хотел, чтобы на уроке было что-то интересное (а кто не хочет…), он дал знать об этом поступком. Дал помощь в руку – не просто «протянул руку помощи».
Все последующие 50 лет работы я ощущаю в своей руке тот карандаш.
Если бы мы всегда знали, насколько тонко дети нас чувствуют и понимают, как хотят с нами дружить, – какой счастливой была бы школьная жизнь у всех.
И еще. С высоты большого стажа вижу: проблема активности детей на уроке (их участия) ставилась и решалась в педагогике всегда, задолго до меня точно, еще до слов о проблемном и развивающем обучении, об инновационных технологиях. В любое время, при любом политическом раскладе: если ты пришел учить и хочешь научить, то будешь опираться на интерес ребенка и на отношения с ним.
С уважением – Лилия Погодина».

…Зря, наверное, нас приучают представлять «старую» педагогику в ложном свете, отождествлять бывшее с отжившим, а учителей с опытом ни во что не ставить. Ведь понимать что-либо – это видеть явление в движении, а не только в сиюминутной данности. Тогда и о новых идеях, людях, достижениях не стыдно будет говорить.