Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2011
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Иваницкая Елена

Высшая школа встретилась со?средней

Всероссийские съезды учителей физики и биологии состоялись летом в?Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова

Съезды, организованные совместно с?Петербургским государственным университетом, продолжили традицию Всероссийских съездов учителей, которая сложилась в?начале прошлого века, но?была оборвана историческими потрясениями двадцатого столетия. Сегодня Всероссийские съезды учителей различных предметов http://teahcer.msu.ru/congress)?– основополагающая часть многоцелевой программы «МГУ – школе», направленной на?восстановление единства средней и?высшей школы ради оптимального развития российского образования. В октябре прошлого года в МГУ уже состоялся съезд учителей математики, а?в?марте этого – съезд учителей информатики. Важное начинание планируется продолжить. Впереди новые съезды.

Съезды учителей физики и биологии собрали более полутора тысяч участников из всех регионов страны. Выбор именно этих двух предметов – вслед за математикой и информатикой – объясняется тем, что физика и биология – основа естественно-научного образования. Работа съездов проходила в виде пленарных заседаний, тематических секций и «круглых столов», посвященных различным аспектам современного образования в области физики и биологии.
Работу съезда открыл ректор МГУ академик Виктор Садовничий. Его доклад на пленарном заседании затрагивал актуальные проблемы преподавания физики и биологии в современной школе. Хотя по качеству математического и естественно-научного образования Россия в настоящее время входит в десятку лучших в мире, проблем много. Вызывает тревогу недоработанность новых образовательных стандартов, грозящая в перспективе снижением уровня естественно-научного образования, увеличением разрыва между школой и вузом. Ректор сообщил, что Московский университет создал свою экспертную комиссию, которая внесет рекомендации, как необходимо дорабатывать образовательные стандарты для старшей школы.
Особая проблема – нацеленность школьников на ЕГЭ. «Никакие нанотехнологии уже не интересны детям, – эмоционально воскликнул докладчик, – если такого вопроса нет в ЕГЭ! С горечью приходится говорить и о сокращении числа лабораторных работ». Но за этими частными проблемами докладчик призвал увидеть общее: сегодня в нашей стране нет культа науки. Более 80% россиян вообще не знают ни одного современного российского ученого. Сегодня необходимо воспитывать научный подход, прививать иммунитет к псевдонаучным, антинаучным построениям, а это либо не делается, либо делается далеко не достаточно.
Людмила Вербицкая, ректор Петебургского университета, подчеркнула, что съезд – событие знаковое, и выразила надежду, что съезды станут регулярными. «У современного образования много проблем, – сказала докладчица, – но главное сейчас – восстановить высокий статус учительства. Вы лучше всех разбираетесь в проблемах школы, и на съезде мы сможем вместе наметить пути их решения».
С пленарными докладами выступили также победитель Всероссийского конкурса «Учитель года», директор Челябинского дворца пионеров и школьников И.А.Иоголевич; заведующий кафедрой медицинской физики физического факультета МГУ, академик РАН В.Я.Панченко; заведующий кафедрой генетики и селекции биолого-почвенного факультета СПбГУ С.Г.Инге-Вечтомов.
На специализированных секциях в центре внимания были такие актуальные вопросы, как: стратегия развития физического образования в средней школе; преподавание физики в средней школе; физика в системе непрерывного профессионального образования; профессиональная подготовка учителей физики; физика и общее развитие учащихся;
повышение биологической грамотности в средней школе; содержание биологического образования; методология и методика обучения биологии; преподавание эволюционной теории в условиях клерикализации общества; практическая составляющая биологического образования в средней школе; проблемы подготовки и развития педагогических кадров по биологии.
Для участников съезда были организованы научно-популярные выставки, на которых различные подразделения Московского университета, а также многие другие организации познакомили учителей со своими направлениями деятельности. Огромный интерес учителей физики вызвал телемост с ведущими мировыми учеными, работающими на Большом андронном коллайдере в ЦЕРНе (CERN) – европейской организации по ядерным исследованиям, крупнейшей в мире лаборатории, где ведутся работы по физике высоких энергий. Для учителей биологии специалисты биологического факультета провели научные экскурсии по Ботаническому саду МГУ – старейшему ботаническому учреждению России с уникальной коллекцией древесных растений, цветов и трав.
Каковы же впечатления самих участников? «Самые лучшие! Съезд оправдал мои ожидания, – сказала москвичка Елена Буянова, учитель биологии ГОУСОШ № 623. – Проблемы выявлены четко. Это и натаскивание на ЕГЭ, и недостаток учебных часов, и несовместимость научного мышления с клерикальным. Эти проблемы нам решать всем вместе».
Елена Копылова, учительница биологии и географии станционной школы на железнодорожной станции Вековая, что во Владимирской области, полностью поддержала коллегу и подчеркнула важность познавательного, творческого, интеллектуального общения, возможность которого предоставил съезд и которое особенно необходимо учителям маленьких школ в глубинке. Елена Копылова после съезда информатики следила по интернету за тем, когда будет объявлено о подготовке новых съездов, сразу подала электронную заявку на участие в съезде учителей биологии, незамедлительно получила ответ и приглашение от Московского университета.
Но съезд – это не только увлекательное и плодотворное общение, это и принятые решения. Хотя Виктор Садовничий предупредил, что съезды не могут сразу изменить все к лучшему, но это важное начало большой работы, которая будет продолжена в виде деятельности ассоциации учителей и преподавателей конкретных дисциплин. Включаясь в работу ассоциации, каждый учитель имеет возможность внести свой вклад в развитие образования, добиться того, чтобы голос учительской общественности стал слышнее. В данном случае школьная и вузовская общественность в резолюции съездов твердо высказалась за увеличение количества часов на естественно-научные дисциплины, в том числе на астрономию, которая как отдельный предмет с 2004 года исключена из школьной программы. И ректор заверил, что это решение будет доведено до всех высших образовательных инстанций.