Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2011
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Гадание на зарплатной гуще

Учителя обсуждают принципы оплаты своего труда

Этим вопросом задаются учителя в многочисленных интернет-обсуждениях – вопрос далеко не частный. Ведь обязательства государственной власти – это не?только суверенитет государства, но и суверенность личности. А если «учителям предлагается перейти из нищеты в?бедность – с 7 тысяч на 12, да еще под дележ на «серых» и «ярких», всем нам прописано рабство», – комментирует учитель новый проект министерства.
И далее: «Ребенок, конкретный, со своей непростой судьбой в?эпоху перемен, – много ли от нас получит?»

Качество жизни учителя и производительность его труда крепко связаны. От безденежья, понятно, вечно плохое настроение, умно говоря – конфликтогенность. Ну зачем такой учитель?
Но люди надеются: «Должны быть нормы, гарантирующие достойную оплату труда педагогов, в том числе классных наставников, и это должно быть оговорено в федеральном законе, а не отдано на откуп местной власти»… «Мне кажется правильным, чтобы разного рода коэффициенты и надбавки и их размер определялись на местах, а Закон «Об образовании» гарантировал бы зарплату не ниже, чем средняя по промышленности в стране, как было в указе Ельцина 20 лет назад».
Критикуют: «Проектировщики оперируют неопределенным термином «зарплата учителей» и предлагают ее сравнивать с зарплатой в экономике. Но средняя зарплата учителя включает в себя как ставку (полторы, две), так и надбавки к ней, а средняя в экономике, наоборот, исключает «деньги в конвертах»… «При региональном подходе учителя промышленно развитых регионов, где есть добывающие отрасли, металлургия, химия, выигрывают в зарплате, а учителя сельскохозяйственных и дотационных регионов в зарплате проигрывают.
На мой взгляд, это несправедливо. Труд учителя в любом регионе России, в городе или деревне, должен стоить одинаково: аттестация для всех единая, государственная. И базовая ставка должна быть единая».
Порой ерничают: «Подушевое финансирование, НСОТ и новые операторы новых денежных потоков разденут нас окончательно»… «Кого еще сократят по школам, чтобы увеличить количество часов у оставшихся в угоду поддержанию среднекраевых показателей по зарплате?»… «Учителей заставляют работать по-новому, меняться, а платить хотят только по-старому: мало. Правда, при помощи новых схем. А требования альтруизма, бескорыстия, горения на работе звучат все громче».
Ищут и находят более выгодные варианты решения вопроса: «Что придумывать, когда существует законопроект Олега Смолина, где написано, что нужно принять единую для государства базовую ставку учителя и законодательный норматив о том, что региональные органы власти могут ее повышать, но не понижать. Это справедливо: минимальные оклады учителей не могут быть ниже среднего размера оплаты труда в целом по Российской Федерации, а средний оклад должен превышать средний размер оплаты труда в промышленных отраслях Российской Федерации – Проект федерального закона «О народном образовании в Российской Федерации» – http://www.smolin.ru/read/documents/index.htm».
«Да вы умных людей послушайте: экономист Александр Рубинштейн доказывает, что минимальный уровень оплаты труда в гражданской науке, образовании и культуре должен устанавливаться на уровне средней заработной платы работников сферы управления! И это необходимо для полноценного функционирования социальной сферы, потому что результаты трудовой деятельности в этой сфере тоже не имеют адекватной рыночной оценки, как и в сфере управления: http://institutiones.com/strategies/239--q-q.html».
Некоторые учителя пытаются решать задачу про «замещение средств» самостоятельно: «Вот читаю я информацию по нашей Оренбургской области: с 1?сентября 2011 года повысится зарплата школьных учителей. С этой целью внесли изменения в главный финансовый документ Оренбургской области, и в соответствии с поправками в закон о региональном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов на образование будут выделены ассигнования в размере 416 миллионов рублей. Перечисляется, на что выдаются эти деньги: приобретение оборудования, транспорта, повышение квалификации и проч. Потом идет приписка: «При этом ранее запланированные и высвобождающиеся средства регион направляет на повышение уровня заработной платы». Причем сумма не указывается. Ладно, допустим, будет что прибавлять. Но что? В Оренбуржье 2148 образовательных учреждений, в том числе 1093 школы. Даже если допустить, что эти деньги только школам, на одну школу придется 380 000 руб. на два года. Теперь смотрим прайсы: кабинет химии – 480 000 руб.; кабинет физики – 490 000 руб. Я не против, но почему никогда ничего не ясно?»
Наконец, учителя переживают о том, что никто не идет им на смену: «У нас молодежь в школу, не собирается. Выпускники говорят: "Мы очень благодарны за ваш труд, профессия самая важная, но жить, как вы, мы не сможем"».

Обзор подготовила Нина ЧАПЛЫГИНА