ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
Учительские миллиарды
Повышение средней зарплаты обещано. Но на сколько вырастет заработок каждого конкретного педагога?
Хотя, по идее, модернизация – это движение от произвола
к?свободе, на деле получается ровно наоборот: гарантий от?произвола все
меньше. По зарплате учителей, в частности: фиксированная,
гарантированная, достаточная – где она? Говорят, повышается. Говорят,
на 30%!
Повышается. Но, оказывается, вовсе не так, чтобы учителя деньги
в?карман положили, а чтобы нужные процессы в регионах пошли. В?самом
деле: школа у нас муниципальная, деньги ей дают муниципалитет и регион,
в том числе те, что идут через федеральные трансферты,?– и дают, как
хотят и как могут. А стандарты – сверху, а модернизация – сверху. Как
их обеспечить, если регуляторы федеральные – ответственность
региональная? И получается: один регион может платить учителю 50 тыс.
руб., а другой только 5 тыс. руб. – в такой ситуации повышение зарплат
всех учителей на 30% выглядело бы странно...
В середине лета статс-секретарь Министерства образования и науки РФ
Игорь Реморенко провел брифинг, на котором разъяснил тонкости самого
хитрого за всю историю российского образования механизма повышения
учительской зарплаты.
Средства по формуле, или «Не нужно про каждого»
Статья опубликована при поддержке компании "Avto-Proffi". "Avto-Proffi" – это срочный выкуп авто по самым выгодным ценам с максимально высокой гарантией безопасности сделки. Наличие среди партнеров компании автосервиса "Профессионал" позволяет "Avto-Proffi" не снижать стоимость выкупаемых автомобилей, имеющих мелкие или средние недостатки по кузову, так как ремонт и предпродажная подготовка выполняются по себестоимости. С продавца автомобиля эти деньги не вычитаются. Максимальная же безопасность сделки обеспечивается за счет выплаты клиентам средств за выкупленные автомобили через Сбербанк или по безналичному расчету. Это позволяет устранить основные угрозы потери денег: грабеж во время получения и перевоза средств, получения фальшивых купюр и т.д. С подробной информацией об услугах компании можно ознакомиться на сайте avto-proffi.ru.
120 миллиардов поэтапно идут в регионы в форме субсидий на
определенных условиях. Да-да, деньги в обмен на обязательства, как в
КПМО. Средства не прямым ходом идут на з/п учителям, а замещают
(внимание!) расходы, которые регионы тратят на улучшение условий
обучения. Параметр «условия» пояснен списком: библиотеки, спортзалы,
оборудование, транспорт, повышение квалификации и пр. То есть на
федеральные деньги делайте это, а з/п учителям повышайте на свои, на
«освободившиеся ресурсы».
Таким образом центр хочет заставить местные власти перестать экономить
на учителях и начать платить им нормальные деньги. Да, принудить, раз
иначе никак. «И есть у нас средства, которые дадут возможность снимать
реальную информацию по каждой школе, не говоря о муниципалитете» (Игорь
Реморенко).
Что такое «нормальные деньги» – тоже определено: средняя з/п учителя
данного региона должна быть не ниже, чем средняя по экономике в этом
регионе. То есть в Калужской области это 19 тысяч, в Ульяновской – 14 и
так далее. Как только регион этого добьется, он выполнит поставленную
центром задачу: школа, как предполагается, станет привлекательным
рабочим местом для приличных людей.
Добиться нужной статистики – не вопрос. Речь, еще раз, о «средней
зарплате учителя по региону», о показателе, а вовсе не о реальных
доходах конкретного человека. Так что, с одной стороны, «зарплату
повысят, но не всем, нет задачи?– повысить всем» (Игорь Реморенко). А с
другой?– «Я не знаю, каким надо быть учителю плохим, чтобы не росла
зарплата».
Суть новости в этом: нормируется нецифра, обозначающая з/п, а
соотношение средней зарплаты учителя к средней зарплате по экономике.
Это принципиально: нигде не заявлено, что зарплата каждого учителя
должна быть приближена к средней по экономике.
В таком вот виде сформулированная зарплатная гарантия скоро станет в
нашей стране законом, пообещал Игорь Реморенко.
Пошла писать губерния, или «Кто не усиливается, у того будет
так же, а то и ниже»
В регионах никто из руководителей в отпуск не уходил:
нормативы бюджетного финансирования увеличиваются на 40%, на эти же
размеры увеличивается фонд оплаты труда, увеличивается стоимость
человеко-часа, а она в разных ОУ разная?– и далее, далее. Так что
повышение, конечно, коснется всех. Что же до стимулирующей части – это
уж регион решает, какую часть ФОТ увеличивать. На практике соотношение
базовой и стимулирующей 90:10, а рекомендуют?– 70:30, и вообще чем
больше за стимул, тем лучше, таков тренд. Одна беда: дифференциация з/п
учителей – штука непопулярная. Осуществляется порой грубо и неэтично, а
временные выплаты люди не считают важной составляющей заработка. Они то
есть, то их нет, то за дело, а то «всем дают», главное?– их не
проконтролируешь. Встречается и такое: по бумагам премии выписаны и
выданы человеку, а он об этом и не знает. Это к слову о возможностях
роста «средней по учителям». Известны и другие возможности, поэтому
прогрессивные управленцы с мест предлагают вывести фонд стимулирования
из школы в муниципальные органы – та еще задачка.
Экономические действия с воспитательными задачами
Но неужели сыр-бор с миллиардами для учителей только ради
того, чтобы приучить регионы направлять деньги на школу, а не на
бордюры? Чтобы еще как-то заинтересовать местных чиновников тем, что их
меньше всего интересует, – образованием? И деньги для учителей дать им
в руки, чтобы они хоть попытались рулить?
Обидно. Наше образование нездорово, все об этом говорят, но опять и
опять ему прописывают те же «пилюли», от которых оно заболело: молчать,
бояться, зависеть. Деньги получать за обслуживание внешних проектов, а
не за развитие собственных. И премироваться – за умение сохранять
существующий порядок вещей.
«Будешь, никуда не денешься» – этот принцип авторитарной педагогики
лежит в основе всех проектов модернизации, и если в КПМО регионы еще
могли не участвовать, то от проекта нового повышения заработной платы
никто не открестился. Просто тем, кто проигнорировал КПМО, сейчас
заметно труднее. Таковы уроки.