О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Ученые Института социологии РАН попытались ответить на вопрос:
в какой мере современным старшеклассникам присущи патриотизм и
гражданственность? Специальное исследование выявило противоречивую
картину. Как пишет Елена Пронина в статье
«Особенности воспитания гражданственности и патриотизма школьников
старших классов» («СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ», № 5 за 2011 год),
примерно каждый шестой респондент полагает, что эта тема была важна
раньше, а теперь она устарела. Еще 31,5% респондентов отметили, что
пока не думали о значимости патриотизма. Более половины из опрошенных –
57,5% – не хотели бы родиться и жить в другой стране, 21% – хотели бы.
Автор акцентирует внимание на том, что в настоящее время идейное
содержание патриотизма практически не развивается и не интегрирует в
себя новые смыслы: проводимые в школе «патриотические мероприятия»
по-прежнему ассоциируются прежде всего с празднованием 9 Мая и
поздравлением ветеранов ВОВ.
Показательно, что около половины опрошенных (47%) затруднились ответить
на вопрос «Если бы у тебя была безграничная возможность проявить себя
как патриот России, что бы ты сделал в первую очередь?».
15 лет назад в одном из столичных центров образования было
принято решение о развитии ученического самоуправления. Стали
проводиться общешкольные прямые и тайные выборы учителей и учеников в
совет ЦО, возникли ученические советы школы и классов, советы школьного
спортивного клуба, физоргов, музея, военно-патриотического клуба.
Количество подготовленных и проведенных детьми мероприятий росло с
каждым годом, а несколько лет назад школа заняла первое место в
окружном конкурсе по развитию ученического самоуправления. Казалось бы,
все хорошо, но руководителя школы не покидало чувство какой-то
неудовлетворенности, разрыва «между словом и делом». И однажды в руки
директора попала книга А.Нилла «Самерхилл — воспитание
свободой», при чтении которой его поразила фраза: «Я уверен, что если
кто-то задумает в моей школе отменить самоуправление, то ученики не
дадут это сделать!» И тут как то сама собой возникла идея
педагогического эксперимента: «А что будет у меня в школе, если я
отменю школьное самоуправление?» Что получилось из этого эксперимента –
читайте в статье
директора ЦО № 975 Александра Пименова «Воспитание свободой» («ДИРЕКТОР
ШКОЛЫ», № 5 за 2011 год»).
Типичная рекомендация психологов: расширять на уроках
пространство выбора, в том числе выбора учебного задания. Против этого
вроде никто не возражает, но, как отмечают эксперты, подобные советы
вызывают у педагогов множество вопросов: как организовать процедуру
выбора? Как проверять и оценивать выполнение выбранных заданий? Как
отметка влияет на поведение школьников в ситуации выбора?
Поиску ответа на последний вопрос было посвящено исследование,
проведенное специалистами факультета психологии образования МГППУ.
Результаты отражены в статье кандидата психологических наук Сергея
Зайцева «Влияние отметки
на поведение младших школьников в ситуации выбора учебного задания»
(«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ», № 2 за 2011 год).
Как выяснилось, в сравнении с безотметочным обучением при введении
отметок в ситуации выбора у младших школьников (исследование
проводилось среди учеников четвертого класса) резко снижается мотивация
учения и повышается мотивация достижения. Ребята значительно реже
выбирают проблемные и малознакомые задания, предпочитая им более
легкие, «гарантирующие» успех. В первую очередь это характерно для
хорошо успевающих учеников и особенно – для отличников.
Автор связывает эту тенденцию с тем, что в основе традиционного подхода
к оцениванию лежит один-единственный критерий – правильность выполнения
задания. При проверке ученических работ обычно не принимается в расчет
то, насколько трудна была задача для конкретного ученика и какие усилия
ему потребовалось приложить в процессе решения. Примечательно, что,
отвечая на вопрос: «За что ученику в школе на уроке математики ставится
отметка “5”?», почти все ученики твердо сказали: «За правильность». И
только 5% детей упомянули в своих ответах другие критерии:
«старательность», «активность на уроке» и «любовь к математике».