О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
Е.М.Лепешова
Развитие личности
школьника
М.: Генезис, 2007
Автор предлагает систему коррекционной и развивающей работы, основанной
на работе со Словарем личностных качеств. Сам словарь дан в
приложениях, в нем перечислено почти пять сотен слов, которыми мы
пользуемся для описания себя и окружающих. Например, «Бескорыстие –
готовность оказывать помощь другим, не ища взамен каких-то личных
выгод» или «Ловкость – хитрость, изворотливость, умение находить выход
из любого положения».
Система упражнений основывается на предположении о том, что, понимая
все больше слов, определяющих личностные качества, подросток
продвигается в самопознании. «Ведь основная особенность этого
возрастного этапа – появление активного интереса ребенка к самому себе,
своему внутреннему миру».
Впрочем, не забыты и младшие школьники: «Примерно в восемь-девять лет у
многих детей наблюдается снижение самооценки как возрастной феномен».
Отдельная глава отведена упражнениям для индивидуальной и групповой
работы на уроках психологии. Каждое упражнение, и для малышей, и для
подростков, сопровождается поэтапным комментарием. Например: «Психолог
предлагает ребенку выбрать из «мешающих» качеств одно-два, являющихся
для него наибольшей помехой. Далее ребенок вместе с психологом
составляет план работы над изменением этого качества».
Судя по комментариям автора, система работы над личностными качествами
на уроках психологии опробована в реальном взаимодействии с детьми.
С.С.Степанов
Большой мир маленьких
детей
М.: Дрофа-Плюс, 2006
Эта книжка может оказаться интересной для очень многих
родителей, ибо кто из пап и мам может сказать, что ни разу не
становился в тупик и не размышлял о том, правильно ли он выстраивает
отношения с собственным ребенком. А ребенок то и дело подбрасывает
неразрешимые вопросы и совершает поступки, приводящие взрослых в
отчаяние. Не отрывается от компьютера. Постоянно врет, по крайней мере
дает повод подозревать его в этом. Курит. Дружит с неподобающей
компанией. Слишком замкнут и ни с кем не дружит… Этот скорбный список
каждая семья ведет по-своему, но очень многие проблемы – массовые,
беспокоящие тысячи родителей. Кстати, если они честно покопаются в
памяти, то признают, что сами давали немало поводов для волнений своим
родным. «Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира
уже не так далек (Древнеегипетский папирус. 2 тысячи лет до нашей эры)»
– с этой утешительной цитаты начинает автор первую главу. И предлагает
разобраться, что приводит ребенка к противоречию с миром взрослых.
Первый кризис поджидает его уже в момент рождения, это ведь немалый
стресс. И с этого дня трудности следуют одна за другой: противоречивые
отношения в семье, конфликты со старшими или младшими, избыточная
любовь или недостаток внимания со стороны родителей. И даже внешняя
привлекательность может серьезно повлиять на склад характера и судьбу.
По мнению исследователей, красивых детей родители неосознанно любят
больше, а «некрасивые расцениваются скорее как «неудачный опыт» и
заботы заслуживают меньше».
Оказывается, даже в самых обыденных ситуациях взрослые должны
хорошенько подумать, прежде чем совершить тот или иной поступок в
отношении ребенка. Как распределять карманные деньги? Запрещать ли
ребенку смотреть телевизор? Как не упустить момент пробуждения
самостоятельности?
Возможные стратегии поведения в этих и некоторых других типичных
ситуациях рассматривает автор и каждый раз предлагает родителям искать
тот путь, который будет направлен на искоренение причины, а не
симптомов проблем.