Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Е.М.Лепешова
Развитие личности школьника
М.: Генезис, 2007

Автор предлагает систему коррекционной и развивающей работы, основанной на работе со Словарем личностных качеств. Сам словарь дан в приложениях, в нем перечислено почти пять сотен слов, которыми мы пользуемся для описания себя и окружающих. Например, «Бескорыстие – готовность оказывать помощь другим, не ища взамен каких-то личных выгод» или «Ловкость – хитрость, изворотливость, умение находить выход из любого положения».
Система упражнений основывается на предположении о том, что, понимая все больше слов, определяющих личностные качества, подросток продвигается в самопознании. «Ведь основная особенность этого возрастного этапа – появление активного интереса ребенка к самому себе, своему внутреннему миру».
Впрочем, не забыты и младшие школьники: «Примерно в восемь-девять лет у многих детей наблюдается снижение самооценки как возрастной феномен». Отдельная глава отведена упражнениям для индивидуальной и групповой работы на уроках психологии. Каждое упражнение, и для малышей, и для подростков, сопровождается поэтапным комментарием. Например: «Психолог предлагает ребенку выбрать из «мешающих» качеств одно-два, являющихся для него наибольшей помехой. Далее ребенок вместе с психологом составляет план работы над изменением этого качества».
Судя по комментариям автора, система работы над личностными качествами на уроках психологии опробована в реальном взаимодействии с детьми.

С.С.Степанов
Большой мир маленьких детей
М.: Дрофа-Плюс, 2006

Эта книжка может оказаться интересной для очень многих родителей, ибо кто из пап и мам может сказать, что ни разу не становился в тупик и не размышлял о том, правильно ли он выстраивает отношения с собственным ребенком. А ребенок то и дело подбрасывает неразрешимые вопросы и совершает поступки, приводящие взрослых в отчаяние. Не отрывается от компьютера. Постоянно врет, по крайней мере дает повод подозревать его в этом. Курит. Дружит с неподобающей компанией. Слишком замкнут и ни с кем не дружит… Этот скорбный список каждая семья ведет по-своему, но очень многие проблемы – массовые, беспокоящие тысячи родителей. Кстати, если они честно покопаются в памяти, то признают, что сами давали немало поводов для волнений своим родным. «Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не так далек (Древнеегипетский папирус. 2 тысячи лет до нашей эры)» – с этой утешительной цитаты начинает автор первую главу. И предлагает разобраться, что приводит ребенка к противоречию с миром взрослых.
Первый кризис поджидает его уже в момент рождения, это ведь немалый стресс. И с этого дня трудности следуют одна за другой: противоречивые отношения в семье, конфликты со старшими или младшими, избыточная любовь или недостаток внимания со стороны родителей. И даже внешняя привлекательность может серьезно повлиять на склад характера и судьбу. По мнению исследователей, красивых детей родители неосознанно любят больше, а «некрасивые расцениваются скорее как «неудачный опыт» и заботы заслуживают меньше».
Оказывается, даже в самых обыденных ситуациях взрослые должны хорошенько подумать, прежде чем совершить тот или иной поступок в отношении ребенка. Как распределять карманные деньги? Запрещать ли ребенку смотреть телевизор? Как не упустить момент пробуждения самостоятельности?
Возможные стратегии поведения в этих и некоторых других типичных ситуациях рассматривает автор и каждый раз предлагает родителям искать тот путь, который будет направлен на искоренение причины, а не симптомов проблем.