Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

СТРАНА - КАНИКУЛЫ!


Верин-Галицкий Дмитрий

Книга про поход – опыты взросления

Своим видением и некоторыми секретами «походной педагогики» делится руководитель детского туристского объединения «Арго» Дмитрий Верин-Галицкий

В летних походах общение учителей с детьми происходит в естественной, природной среде. И наверное, каждый учитель интуитивно чувствует, что такое совместное погружение открывает совершенно особые возможности для педагогики. Но в чем именно они состоят и как реализовать этот потенциал?

Когда цель - общая для всех

Много лет работая в школе и еще дольше занимаясь детским спортивным туризмом, многократно убеждался и продолжаю убеждаться в том, что человек взрослеет тогда, когда преодолевает жизненные препятствия. Нет препятствий, которые необходимо преодолевать, – нет взросления.
Только в продуктивной и длительной во времени деятельности, которая требует приложения физических, волевых, эмоциональных, интеллектуальных усилий и приводит ее участников к овеществленному результату, возможно формирование у подростков таких черт характера, как самостоятельность и ответственность. А также способности к волевому поведению, характеризующей человека как взрослого. Если в подобной длительной деятельности присутствуют значимые для ее участников отношения (связанные, к примеру, с тем, что старшие передают свой опыт младшим, командир руководит отрядом), то в ней, как правило, у подростка формируются нравственные нормы. Отметим, что такие отношения возникают далеко не в любой деятельности, в которую педагоги включают детей и подростков. (Если в этом контексте критически посмотреть на всю школьную учебную деятельность,  много ли в ней отношений взаимной зависимости, кроме связки «учитель–ученик»? Но здесь свои правила, совместной эта деятельность является лишь по признаку объединения детей в классы, а результат у каждого свой. Деятельность же является совместной, если достижение ее главной цели является общим для всех.) Передача нравственных норм происходит в первую очередь от человека к человеку через оценочные суждения относительно различных событий, связанных с поведением человека (людей). По сути, подобные суждения сводятся к двум оценкам: «хорошо» и «плохо». Когда ребенок начинает видеть вещи через «призму» этих оценок, а также через их объяснение взрослым(и) или другими детьми (почему «хорошо» или почему «плохо»), тогда и происходит формирование представлений о нравственных категориях, которые, как правило, рассматриваются в паре со своими антонимами: добро–зло, дружба–вражда, любовь–ненависть, бес­корыстие–корысть, честь–бесчестие,  воля–безволие, принципиальность–бес­принципность. смелость–трусость.
Извне сообщенные подростку нравственные нормы, пропущенные через его отношения между людьми в деятельности и им осмысленные (!), имеют возможность быть внутренне принятыми и стать его нравственными установками, которые, в свою очередь, уже являются регуляторами поведения.

В ответе за результат

Но взрослый – это не только самостоятельный, ответственный, волевой и имеющий представление о нравственных нормах человек. Это еще и тот, кто способен осмысливать свое и других людей место в окружающем мире, прогнозировать его изменения, выстраивать линии направления деятельности, своих поступков, отношений с другими людьми, оценивать свои слабости, свои возможности явные и потенциальные. Этот внутренний процесс, называемый рефлексией, является еще одним регулятором поведения человека.
Способность к рефлексии у ребенка не может возникнуть сама по себе. Необходимы жизненные ситуации, в которых он не сторонний наблюдатель, а активный участник. Он должен проживать события, видеть их изнутри, иметь возможность влиять на их протекание и на их результат. Когда есть ответственность в деятельности (и жизни) за происходящее, тогда возникает потребность в том, чтобы это происходящее осмысливать.
Анализ произведения в сочинении или во время устного ответа на уроке литературы или анализ исторических фактов на уроке истории даже с представлением своего к ним отношения едва ли может привести ребенка к рефлексивной оценке своих поступков в жизни. Для осмысления поступков нужны сами поступки. И по-другому быть не может.
Одним из действенных способов формирования способности к рефлексии является длительное во времени погружение ребенка в среду, в которой такие жизненные ситуации «аккумулированы» во времени и пространстве, а рядом есть взрослый, который способен не только этими событиями управлять, но и поворачивать их к ребенку так, чтобы возникала потребность в рефлексии.
Такие среды могут иметь самые разные направления детской деятельности, но обязательно предполагающие преодоление препятствий (трудностей), возникающих естественным путем (таковыми они должны восприниматься детьми), а не созданных искусственно педагогом (потому что игровые – не настоящие, и к ним соответствующее отношение), и постоянную коммуникацию между детьми, детьми и взрослым(и).

Опасности и победы

Очень мощным средством по эффективности своего воспитательного потенциала является среда детской спортивно-туристической группы.
Спортивный туризм – это не только интересное, познавательное и увлекательное занятие для подростков. Часто он сопряжен с рисками и опасностями, встреча с которыми во многом моделирует жизненные ситуации столкновения с трудностями. А самое главное – коммуникация внутри замкнутой и автономно существующей детской туристской группы учит выстраивать отношения между людьми.
В контексте развития рефлексивных способностей эти препятствия, опасности и риски, а также коммуникация внутри туристской группы являют собой очень действенный инструмент в руках педагога, поскольку все это, а также огромное количество менее явных, но не менее значимых бытовых ситуаций, происходящих в отличных от привычных городских условиях, может стать предметом рефлексии.
Каким же образом может быть организовано это рефлексивное пространство?
В этой статье мы остановимся на одном способе решения этой задачи, которое, с одной стороны, может принести педагогу много информации о ребятах, с другой – является очень хорошим средством выхода к детской рефлексии. Средство это весьма простое.

Пишем как чувствуем

«Не важно, в какой поход мы с вами пошли: пешеходный, водный, лыжный, спелео или велосипедный – в любом походе достаточно того, что хочется сохранить на память, о чем хочется поделиться со своими близкими. Фотографии и видеоматериалы не всегда могут передать наше настроение. А как сделать так, чтобы к тому состоянию, которое будет с нами в походе, можно было бы вернуться по прошествии времени? Да очень просто! Взять и написать о том, что происходит вокруг и с нами, что мы видим, что переживаем. Давайте договоримся, что пока мы будем в походе, никто не будет читать эти путевые заметки друг друга, и только по возвращении мы с вами вместе соберемся и прочитаем о том, что с нами происходило. Все наши записи, и ваши и мои, соберем в один текст, добавим фотографии, ведь это совершенно несложно сделать, и у нас получится очень интересная книга о нашем путешествии...»

Так или примерно так можно начать с детьми разговор, мотивирующий их на создание «книги о походе».

Как правило, руководитель детской туристской группы – уважаемый детьми человек, и на подобную просьбу откликнутся многие участники предстоящего похода. Важно лишь в процессе этой работы соблюдать несколько правил:

1. Бумага и ручка должны быть доступными. Тетрадь может быть общей для всех, но в этом случае ожидать именно рефлексивных текстов можно едва ли. А вообще в идеале у каждого должна быть своя тетрадь. Либо у руководителя в доступном для детей месте должно быть много листов писчей бумаги, к которым ребенок по мере возникновения желания мог бы обращаться. Для чего так? Именно для того, чтобы исключить для ребят ситуацию прочтения их «откровений» здесь и сейчас. Ведь далеко не каждый комфортно себя чувствует, когда только что написанный текст кем-то читается в присутствии автора. Варианты «общения с бумагой» могут быть разными, главное – исключить принудительность подобной работы.

2. Кому пишут дети? Очень важно помнить, что, создавая ситуацию написания рефлексивных текстов, ребята все-таки будут ориентироваться на того человека, который их мотивирует на эту работу. Как правило, это руководитель или его помощник, но может быть и тот, кто в поход не пошел, а остался в городе. Это должны быть такие люди, которым ребенок доверяет. Вопрос доверия в этой работе играет огромную роль. Иначе ничего не получится.

3. Сам руководитель тоже должен писать, поскольку установка для всех – «Мы пишем книгу про поход», и распространяется она на руководителя тоже. Это коллективный труд.

4. Пишем как чувствуем. Мотивируя ребят на эту работу, не стоит настаивать на том, что детские заметки обязательно должны быть рефлексивными. Слово «рефлексия» может отпугнуть своей непонятностью. Пусть пишут, как чувствуют. А рефлексия себя проявит сама. Когда ребенок, прожив ситуацию, берет в руки ручку и еще раз ее переживает, он обязательно будет ее оценивать, анализировать с позиции своего опыта, знаний, культуры, ценностных ориентаций, умений формулировать предложения.

«Книга про поход» должна появиться. Это уже будет опредмеченным результатом всей «писательской» работы юных туристов. Не страшно, что в этом итоговом произведении многие сюжеты и моменты похода в текстах участников повторяются, зато они личностны и в них, в их существительных, прилагательных, глаголах, междометиях есть видение и оценка каждого, кто приложил руку к тому, чтобы это произведение появилось на свет.

«Прощание с Тырмой»

Впервые попытка создать подобную «Книгу о походе» была реализована автором в июне 2002 года в походе по рекам Яурин, Тырма, Бурея. Путешествие было весьма длительным – четырнадцать дней. Детей от тринадцати до шестнадцати лет было шестнадцать человек. Взрослых (руководителей) – двое. Средства сплава – надувные разборные катамараны.
На тот момент вопрос о создании рефлексивного пространства не стоял, было большое желание по окончании похода создать «книгу»-дневник, в которой были бы детские рассказы о событиях похода. Результат превзошел ожидания. И «книга» появилась, и рассказов детей в ней было много. Тексты были и обычные повествовательные, и веселые, и ироничные, и такие, которые можно назвать рефлексивными. Поскольку опыта подобной работы на тот момент не было, то в начале похода ребятам просто было предложено в свободное время свои впечатления записывать в специальной тетрадке, их было три (чтобы не создавать очереди), и хранились они у руководителя в доступном для всех месте. Эта книга была названа «Прощание с Тырмой». Почему выбрано было такое название? Потому что это было действительно прощание с рекой, которая в ближайшее время должна была стать частью водохранилища Бурейской ГЭС и как река с текущей чистой водой, по которой можно сплавляться и совершать походы, – исчезнуть с туристских карт. Из хабаровских туристов мы были последними, кто прошел походом по этой реке. С текстом книги можно познакомиться по интернет-адресу: http://www.skitalets.ru/water/vostok/tirma_verin2002/index.htm.