ИЮНЬ, ИЮЛЬ, АВГУСТ – ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА, КОТОРАЯ УЧИТ ВСЕХ ДЕТЕЙ
Веселые уроки в лаборатории лета
Мы отпустили наших учеников в лето и надеемся встретить их
через пару месяцев?– подросших, загорелых, повзрослевших и поумневших.
Потому что лето – замечательная школа, которая учит всех
детей. Всему, что им интересно. И не отрывает для этого от любимых
занятий: катания на роликах, плавания в речке, беготни по лесу…
Напротив, именно бегая, плавая, рассекая пространство, ребенок
сталкивается с чем-то неведомым, невиданным. Удивляется, исследует,
обретает опыт путем проб и ошибок. А взрослые могут помочь детям в
какой-то момент остановиться, задать себе вопрос, совершить маленькое
открытие. И тогда сухие формулировки стандартных учебников вдруг
обернутся для них живой реальностью, радугой, вспыхнувшей над маленьким
зеркальцем, собственноручно сотворенными пирогами…
Создаем интерактивный музей насекомых
«Ах лето
красное, любил бы я тебя, когда б не пыль, да зной, да комары, да
мухи». В самом деле, насекомые – главная помеха летнему счастью: в
столовой мухи, в лесу комары, у речки – оводы, на лугу – пчелы…
Но докучливые мошки перестают раздражать, если становятся предметом
изучения. Причем достойным предметом. Прежде всего – по массе их больше
чем нас всех вместе взятых, включая животных. Про количество и говорить
нечего. Разнообразие умопомрачительное – более 10 миллионов видов! К
счастью, не все попадутся нам на пути этим летом, но даже при
незначительных усилиях мы можем узнать еще пару десятков живых существ,
кроме с детства надоевших мух и комаров.
Рисуем портреты новых знакомых (ловить и сушить как-то жестоко, хотя
бывают энтузиасты…), описываем их полную приключений жизнь, собираем их
любимые цветы-травы, чертим схемы питания – и добро пожаловать в музей
насекомых. В лучших европейских традициях музей будет интерактивным. У
стенда насекомосообразной математики нужно посчитать, к примеру,
насколько лично вы менее прожорливы, чем маленький паучок, который
съедает в день столько, сколько сам весит. Где-то в уголке на столе
будут разложены разные предметы и предусмотрительно накрыты тканью.
Желающим почувствовать себя бабочкой (они, как известно, получают
информацию о мире, ощупывая все подряд своими усиками-антеннами)
завязывают глаза, вручают в руки прутик и предлагают определить, что
лежит перед ними на столе. Зрители получают искреннее удовольствие,
участники – бесценный опыт.
Посетив музей, ознакомившись с галереей героев, можно предложить
кандидатуру национального символа из класса насекомых. В конце концов,
есть же у нас национальная птица – двуглавый орел. Почему бы насекомых
не увековечить? Мнение нужно аргументировать, эскиз в заранее
очерченном овале – создать.
Так же уместны на выходе из музея короткие викторины по материалам
увиденного, мелкие призы за внимательное изучение экспозиции.
Почему
бы не отметить день любителей горчицы?
Июль и август –
самые непраздничные месяцы. Никаких общенародных торжеств календарем не
предусмотрено. Это не должно помешать жизнерадостным детям устроить
веселое шествие или карнавал. А повод? Тут можно по-разному подойти к
делу.
Первый способ – поискать в календарях разных стран, разных культур и
профессий, в биографиях известных людей памятные даты (много информации
на сайте http://www.calend.ru/).
И всей походной группой, отрядом, дачной компанией отметить, к примеру,
выход в свет первого тома первой в мире французской энциклопедии (1
июля), или победу русских войск над шведами в Невской битве (15 июля),
или официальный день изобретения современного холодильника (8 августа).
Есть и совершенно экзотические праздники: международный день
выгуливания комнатных цветов (27 июля), их выносят из душных комнат под
чистое небо и вольный ветер; день любителей горчицы (5 августа), когда
приверженцы этого продукта изобретают новые блюда, приправленные
горчицей. Даже с десертами позволяется экспериментировать!
Форму празднования, возможно, придется изобрести, придумать ритуальные
события, и это хороший повод поговорить о том, как, отмечая тот или
иной день, думать не о магии чисел, а о смыслах, остающихся актуальными
многие века.
Второй способ – не рыться в архивах, а придумать свое неповторимое.
Скажем, день почтения к умным словам. Отыскать в словарях самые
невероятные термины и поражать ими с утра до вечера всех окружающих,
увешать стены плакатами, посвященными любимым понятиям, сочинить и
разыграть пьесы с заумными диалогами…
Начинаем радужный эксперимент!
Лето – это
солнце. И под
ним можно не только блаженно греться. Солнечные лучи способны пробудить
интеллект и осветить темные темы школьного курса физики. Причем не
занудно, а по-солнечному ярко и красиво.
Чего стоит одна только рукотворная радуга! Для ее создания
нужно не так
много: солнечная комната, зеркальце, которое есть у любой девчонки,
листик фольги, какую используют для запекания (найдется на всякой
кухне), и немного воды. Фольга кладется в неглубокую сковородку,
наливается на дно вода так, чтобы зеркальце, прислоненное к бортику
сковородки, было покрыто водой. Теперь нужно ловить зеркальцем
солнечные лучи, и вдруг на стене или на потолке появятся разноцветные
полосы. Если на пути радуги поставить листок клетчатой бумаги, то
получится отпечаток, пригодный для измерений. Можно будет высчитывать
углы отражения, наблюдать, как изменение наклона зеркальца влияет на
изменение цветовой гаммы.
При помощи пары очков и яркого солнца самые храбрые испытатели (
конечно, под присмотром взрослого и в соседстве с ведром воды) смогут
сотворить чудо и увидеть, как под их руками, без всяких спичек и
зажигалок, вдруг начинает виться тоненький дымок и пробивается яркий
язычок пламени. И снова множество вопросов для любознательного
исследователя: зависит ли скорость появления пламени от свойств линзы?
От расстояния до поджигаемого материала? От угла наклона? От магических
заклинаний, сочиненных по случаю?..
Играем в
алхимиков на дачной кухне
За
что мы так
любим лето? Не только ведь за безделье. Скорее это возможность получить
свежие впечатления, побывав в новых местах. Но чтобы удивиться, задать
себе неожиданный вопрос, совсем не обязательно ехать в дальние страны.
Можно ведь взглянуть на привычные уголки новыми глазами – без суеты,
спешки и вынужденного рационализма.
Например, домашняя кухня, которую мы с закрытыми глазами знаем
до
последнего винтика в поскрипывающей табуретке: стол, плита,
холодильник, посуда, продукты в банках и пакетах. Но в том-то и дело,
что глаза мы закрывать не будем, а постараемся увидеть и почувствовать,
вспомнить и нафантазировать как можно больше. Что запросто можно
проделывать и у походного очага.
Можно последовать примеру Метерлинка и познакомиться с характером
хлеба, сыра, соли, картошки… И придумать вместе с детьми свою вариацию
«Синей птицы» двадцать первого века.
Те, кому ближе точные науки, тоже найдут себе множество увлекательных
занятий. Ведь кухня – замечательная физическая и химическая
лаборатория. Здесь можно обратить внимание ребенка на те явления, по
поводу которых он читал параграфы, зубрил формулы, изнемогая от
бесцельности этих сведений. А здесь все под рукой, все течет, кипит,
замерзает, сыплется, растворяется, меняет форму и свойства. Из этих
нехитрых действий непременно родятся десятки «почему?». Почему после
высыпания в воду большого объема сахара уровень поднимается всего лишь
чуть-чуть? Какая вода закипит быстрее – пресная или соленая? Почему мы
жарим на масле, а варим в воде?
На какие-то можно найти ответ в уже изученном (и заодно восстановить
успешно забытое), другие приберечь до следующего учебного года. И уж
конечно дело не обойдется без собственных исследований, чтобы проверить
рождающиеся гипотезы.
Наигрались в алхимиков? Пора приготовить что-нибудь вкусное – мы ведь
все-таки на кухне. Время есть, желание тоже, а вместе дело спорится
быстрее. Кстати, по ходу дела потренируемся невзначай в чем-нибудь
полезном. Например, учителя с грустью отмечают, что дети с трудом
понимают текст, формулируют свои мысли, действуют по образцу. Вот и
поработаем над этими важными вещами. Вернее, будем печь плюшки или
стряпать трехслойное желе, а перечисленные умения будут потихоньку
прирастать сами по себе. Прежде всего понадобится прочитать рецепт, а
это не параграф: не дочитаешь, не поймешь, перепутаешь – ничего не
получится. В этом случае коварный взрослый, не перехвативший инициативу
в момент ошибки, посокрушается над неудачей и предложит понять, почему
не получилось: «Давай-ка перечитаем рецепт. Где мы напутали?»
Одним словом, приготовление даже самого простого блюда, если его
правильно организовать, – самая настоящая проектная деятельность,
которая так трудно и медленно приживается в школе. Здесь же она
естественна: ребенок сам выбирает, что хочет сделать; планирует
действия и распределяет ресурсы – продукты, время, помощь взрослого. Он
может постепенно прийти к мысли, что нужно оценивать каждый этап работы
и корректировать планы (коржи уже на подходе, а крем не готов, значит,
нужна помощь). Чем не проект? Да еще и результат получается очень
наглядным и довольно быстро. Не говоря уже о практических кулинарных
навыках, которые наверняка пригодятся.
Строим роллерную горку
Роликовые
коньки –
страсть многих подростков. Но если вы не в городе, а в деревне или в
лагере, хорошего асфальта для стремительных скольжений у вас немного.
Выход – в строительстве горок, которые позволяют на узкой коротенькой
дорожке пережить и ускорение, и полет, и радость обретения равновесия.
Кто будет строить эти горки? Сами роллеры, разумеется. Какой
простор
для совместного конструирования, усилий ума и воображения! Здесь
найдется место и мастеровитому мальчишке, умеющему строгать-пилить, и
признанному «ботану», способному рассчитать безопасный угол наклона и
необходимую ширину поворота.
Строительство масштабного сооружения не начинается без предварительных
испытаний. Сначала бумажный макет и игрушечные машинки. Наблюдаем за их
движением, пуская то по прямой, то с поворотом. Что происходит, если
горка одна? А если две и после спуска новый подъем? Или вираж?
Подопытные машинки не вылетают с трассы, значит, можно приступать к
воплощению проекта. Конкурс проектов роллерных горок – отдельное
развлечение, как и гонки игрушечных машинок.
Самые сумасшедшие идеи можно опробовать в виртуальном пространстве.
Есть специальные сайты (http://www.funderstanding.com/ http://www.learner.org/,
http://science.howstuffworks.com/),
позволяющие построить разные варианты горок, увидеть, как меняется
скорость в зависимости от материала, высоты, крутизны склона.
Составляем азбуку каникул
Летом столько
новых
впечатлений, столько друзей! Как все запомнить? Как суметь рассказать
потом обо всем дома, в школе? Отличный способ – создавать книги-азбуки.
Азбука лета, похода, лагеря. Азбука птиц, насекомых, растений. В конце
концов, азбука собственной жизни, если возникает необходимость
рассказать о себе ребятам, с которыми оказался в одном отряде. А –
август, месяц моего рождения. Б – Борис, так зовут моего папу. В –
велосипед, люблю кататься с друзьями на даче, особенно по вечерам…
Создавать книги можно устно (в качестве пятиминутного
развлечения) и
письменно, целый день или даже неделю, с привлечением различных
источников информации, не обязательно в одиночку, а большой компанией.
Если целый коллектив увлечется составлением азбуки любимых видов
спорта, такой труд заслуживает яркого оформления. Каждая буква – с
особенным рисунком. А обложка украшена летними мотивами: засушенные
цветы, мелкие камушки, ракушки, не обязательно морские, подойдут
улиточьи.
Удачное сочетание строгого, веками освященного порядка алфавита и
полной свободы самовыражения. Глава может состоять из нескольких слов,
одного предложения, трех фактов или целой истории, лишь бы начиналась
она с нужной буквы.
Есть, правда, одна проблема: буквы, с которых в русском языке обычно не
начинаются слова: Й, Ы, Ъ… Можно их и пропустить, конечно, но лучше
придумать что-то необычное и загадочное.
Для особых случаев подойдет английский алфавит, если, к примеру, речь
зайдет о музыкальных пристрастиях подростков.
Пробуем читать по следам и ориентироваться в лесу
Каждый,
наверное, хотя бы несколько раз за лето побывает в лесу. Особенно это
важно для городских детей, ведь здесь совсем другое пространство, где
человек ощущает себя иначе, чем в городе. Тут можно заблудиться, ты
ощущаешь себя по соседству с разными зверями и птицами, можно
почувствовать себя следопытом и путешественником.
Одним словом, лес – это место для приключения, которое так необходимо в
детстве и подростковом возрасте.
Если повезет, в лесу можно найти следы кабанов или лосей, или прямо
из-под ног вспорхнет птица и побежит, трепыхая крыльями, уводя от
гнезда. А в кустике черники или у корней дерева окажется само гнездо,
расцветшее огромными желто-оранжевыми клювами малышей. Интересно, зачем
им такие яркие огромные рты? Если лес совсем уж реденький и исхоженный
окрестными жителями, можно поиграть в следопытов, оставляя следы
самостоятельно. Можно ли различить отпечатки бегущего, спокойно идущего
и крадущегося на цыпочках человека, как пишут в книжках про индейцев и
охотников?
Кстати, опытные лесные жители бродят по чаще часами, а потом уверенно
находят дорогу к дому. Попробуем и мы. Хорошо, что захватили с собой
компас и где-то в памяти мерцают смутные знания из уроков
природоведения и географии. Во-первых, проверим, действительно ли мхом
порастает только северная сторона деревьев, а муравейники
пристраиваются с южной. Не всегда, оказывается. Зато уж солнце в ясную
погоду никогда не подведет. Только нужно учитывать, что за несколько
часов оно значительно перемещается по небу. Городской ребенок, для
которого восток и запад, карта и компас были всегда скучными словами из
учебника, обычно сильно удивляется, что вся эта книжная премудрость,
оказывается, существует на самом деле. И даже необходима в суровых
условиях «дикого-предикого» леса, ибо помогает вернуться домой.
Особенно впечатляет, если взрослый, определяя время, взглянет не на
часы, а на солнце: «Примерно половина третьего». Только трюк этот надо
демонстрировать, предварительно потренировавшись.
Для закрепления свежедобытых знаний о сторонах света (а еще больше для
удовольствия) можно поиграть в поиски клада. Пока юный исследователь
изучает нравы всякой насекомой мелочи или собирает чернику, взрослый
составляет карту поиска сокровища: пятнадцать шагов на запад, вдоль
поваленного бревна на северо-восток, от раздвоенной сосны на север до
вывороченного корня. И припрятывает там заранее припасенное что-нибудь
очень ценное для выживания в дикой местности – фонарик, лупу,
перочинный нож.
Если душа просит экстрима, можно договориться и еду из дома не брать, а
перекусить тем, что сумеем добыть в лесу: ягодами, грибами, орехами.
Если же навыка такого нет, можно набрать по дороге домой душистых
травок (листьев земляники, кипрея, малины, брусники, черники) и
заварить вечером лесной чай, под который так хорошо рассказывать
домашним о дневных приключениях.
Изучаем речной мир, погрузившись с головой!
Купание. Ослепительная
летняя радость. Недаром самая действенная угроза звучит так: «…а
иначе не пойдете купаться». И дети, зная за взрослыми такую
манеру лишать самого драгоценного, сидят в воде, если уж дорвались, до
полного дрожащего посинения.
То есть тактильная и психологическая радость от купания перевешивает
даже естественную потребность согреться, когда замерз. И значит, целый
день, проведенный вместе на речке или озере, будет для детей настоящим
подарком, который долго будет вспоминаться с благодарностью и
восторгом. Особенно если взрослый станет не только тревожиться о
безопасности, но и предложит разнообразные и привлекательные игры и
занятия.
Сначала, конечно, накупаться вволю: плавать, нырять,
брызгаться и прыгать в воду, испытывая блаженное ощущение полета и
врезаясь в прохладную упругую воду. Это ведь так важно – пробовать мир
и на ощупь тоже. Любоваться, прислушиваться, познавать новое место
через запахи.
Когда первый восторг утихнет, можно вместе с ребенком совершить
маленькое открытие: река потому и река, что течет. Почему? И куда потом
девается?
Отчего-то в детстве (или не только в детстве?) завораживает все
движущееся: воздушный змей, вертушка-пропеллер, кораблики, плывущие по
течению. Из захваченных из дома плотных листов бумаги можно мигом
наделать целую флотилию. И устроить морское сражение или гонки парусных
яхт. Или построить на берегу несколько городов и пускать торговую
флотилию к соседям. А заодно задумчиво поинтересоваться: «Кстати, все
города испокон веку строили по берегам рек. Почему бы это?»
А сколько всякой мелкой живности обитает на мелководье и в прибрежной
траве! Почти прозрачная рыбная мелюзга, важные лягушки, стремительные
стрекозы, шустрые водомерки. Как это они бегают по воде (в поисках
ответа придется заглянуть дома в учебник физики)? Что ест стрекоза?
Может ли лягушка утонуть? И почему они все живут лишь около воды?
Сколько занимательных вопросов, на которые взрослый ответит сразу или
предложит исследовать вместе, что-то можно будет узнать из книг,
вернувшись домой. Главное – пробудить интерес и создать
прецедент поисков ответа на свой вопрос.
Но не забудем и о прекрасном. Конечно, дома можно будет нарисовать
речку под солнцем, и камыши, и стрекоз над берегом. Но заняться
рисованием можно и прямо сейчас, используя как материал шелковистый
податливый песочек прибрежного пляжа. А рисовать на нем узоры будем…
ступнями и ладошками. Сначала сделаем кайму будущего орнамента,
старательно и ровно выдавливая оттиски подошв. А потом начнем заполнять
внутреннее пространство кому как подскажет фантазия. Часто дети к концу
начальной школы перестают рисовать, потому что «не получится». Здесь же
неудачу всегда можно исправить, загладив влажный песок. И попробовать
снова...
Летние уроки вели Елена КУЦЕНКО и Людмила ПЕЧАТНИКОВА