Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2011
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


На 30%? На 6,5%? Решение принимать региону

Директор Центра универсальных программ Наталия Типенко предполагает, что учительский заработок повысится неравномерно

Многие учителя задаются вопросом: так будут деньги или нет? Сколько федеральных миллионов придет в их регион и на каких условиях?

– Все желающие могут обратиться к Постановлению правительства № 436 от 31 мая 2011 года, которым утверждены Правила предоставления субсидий бюджетам субъектов в 2001–2013 годах. В них есть и формула, по которой субсидия рассчитывается с учетом бюджетных возможностей регионов. Это та же формула, по которой регионам распределялись средства в рамках КПМО. Так что теперь более или менее известно, какую сумму получит каждый субъект РФ из федерального бюджета, если заключит соглашение с Министерством образования РФ, и сколько средств он должен истратить на софинансирование, чтобы получить федеральную субсидию.
Понятно, что эти средства – очень разные по значимости для региональных бюджетов. Москве, к примеру, выделяется 200 миллионов рублей, и для нее софинансировать эту сумму ничего не стоит: это – малая доля от образовательного бюджета города. А Дагестан получит 900 миллионов, для него это очень существенная сумма. Впрочем, указанные цифры – пока оценочные: они будут утверждаться распоряжением правительства.

– Трудность вот в чем: региональные бюджеты на 2011 год были приняты в декабре 2010 года. Откуда регионам взять софинансирование для получения федеральных миллионов? Ведь все их расходы должны быть подсчитаны до копейки!

– Двадцать миллиардов на зарплату учителям в 2011 году – это, конечно, замечательно. Плохо то, что это делается в «пожарном порядке». Ведь регионам нужно срочно изыскивать дополнительные средства на повышение зарплаты учителям в третьем квартале года… Надо еще учесть, что в региональных бюджетах уже было заложено повышение зарплаты (с середины года) всем бюджетникам, в том числе и учителям. Известна и сумма, на которую должны быть повышены зарплаты, – 6,5%.

– Есть ли рекомендации относительно этих 6,5%: включать их в повышение учительской зарплаты или выплачивать дополнительно?

– Решение отдается на усмотрение субъектов. Поэтому скорее всего эти 6,5% не будут приплюсованы к учительской зарплате, а станут частью ее повышения. Иными словами, педагоги получат прибавку в 6,5%, которая уже была заложена в бюджетах их регионов, и еще некоторую сумму. Например, если зарплата повысится на 30%, это значит, что реальное повышение составило 23,5%. Остальные 6,5% уже были предусмотрены региональным бюджетом.

– В таком случае, смогут ли помочь учителям федеральные миллиарды? Регионы в спешке направят на софинансирование средства, которые, возможно, предназначались для других нужд системы образования. Выходит, что кто-то свои деньги все равно недополучит…

– Нет, дополнительные средства все равно придут в систему образования регионов. Не надо забывать, что за три года сумма составит 120 миллиардов рублей, не считая софинансирования от регионов. Важно напомнить, что федеральные деньги напрямую не могут быть направлены на зарплату учителям: они пойдут на компенсацию тех расходов, которые субъекты РФ понесли или планируют по другим статьям.

– Объясните читателям: почему они не могут быть направлены на зарплату? Ведь министр образования Андрей Фурсенко говорит, что эти деньги – прежде всего для учителей

– Порядок такой. Федеральные средства согласно постановлению направляются на ряд мероприятий, таких как приобретение оборудования, транспорт, переподготовка учителей, энергосбережение и др. Направления, по которым могут быть использованы федеральные средства, строго оговорены и ограничены. На зарплату федеральные деньги действительно не пойдут. Но регион может скорректировать свои расходы и за счет этого высвободившиеся средства направить на зарплату. Например, в бюджете субъекта РФ запланировано 50 миллионов рублей на покупку автобусов. Теперь он автобусы покупает за счет федеральной субсидии, вносит изменения в свой бюджет и высвободившиеся 50 млн направляет на заработную плату учителям.

– То есть решение зависит исключительно от региона? А может ли случиться, что эти деньги вообще не придут в школы? Такое мнение сейчас обсуждается на интернет-форумах учителей…

– Нет, такого быть не может. Средства обязательно пойдут в учреждения образования, на перечисленные мероприятия. Регион сам выбирает, на какие из них (на одно или на несколько).

Кроме того, постановлением правительства (см. выше) предполагается проводить оценку эффективности использования и соблюдения условий предоставления субсидий. Всего шесть показателей. Главный из них – «соотношение среднемесячной заработной платы учителей субъекта и среднемесячной заработной платы работников по экономике субъекта».

– Руководители российского образования указывают именно на эту цель проекта: повысить зарплату учителя до средней по экономике региона. А как будет происходить повышение, если кое-где зарплата учителей уже достигла уровня средней зарплаты в регионе?

– В России есть две группы регионов. В одной действительно зарплаты в экономике невысокие и потому учителя получают практически на уровне средней по экономике. Для других субъектов РФ и 30-процентное повышение зарплаты учителей не позволит достичь среднего уровня экономики. Регионы сами могут выбрать для себя один из двух вариантов повышения учительских зарплат и записать свои обязательства в Соглашении между субъектом РФ и Минобр­науки РФ: первое – повышать зарплату учителей на 30%, второе – повышать ее до среднего уровня зарплат по экономике региона.
Но здесь, на мой взгляд, таится некоторая опасность. Все учителя уже слышали о том, что их зарплата повысится на 30%. Предположим, регион повысит ее меньше, чем на эту сумму (объяснив это тем, что учительские зарплаты в регионе уже достигли показателей «средней по экономике»). Не будут ли возмущаться учителя тем, что обещание председателя правительства не выполняется? Не начнут ли региональные профсоюзы требовать выплаты обещанных тридцати процентов педагогам?
Субъекты РФ должны понимать эти риски при выстраивании политики повышения заработной платы.

Беседовала Светлана КИРИЛЛОВА