Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2011
Первая тетрадь
Политика образования

КРУГ ВОПРОСОВ


Риск обманутых ожиданий

Директор Института развития образования НИУ-ВШЭ Ирина Абанкина считает, что региональным властям срочно необходимо выбирать стратегии повышения зарплаты педагогов

– В учительской среде высказываются опасения, что 120 миллиардов не окажут никакого влияния на зарплаты педагогов. Многие учителя заранее разочарованы. Можно их чем-то обнадежить?

– С выделением этих денег связано несколько серьезных рисков. И первый – риск обманутых ожиданий. Учителя справедливо относят себя к интеллигенции, к высококвалифицированным кадрам, осуществляющим социально значимую задачу. И они хотят получать соответствующее вознаграждение за свой труд. Но его пока нет. По объективным причинам бюджеты на образование 2009–2010 годов во многих субъектах России были сокращены на 15–20% и составили 80% от уровня «докризисного» 2008 года. В некоторых регионах повышение учительских зарплат отставало от инфляции. Прямой индексации учительской зарплаты в период экономического кризиса не проводилось. Только со второй половины 2011 года была заложена индексация заработной платы учителей на 6,5%. Но порой забывают, что так обстоит дело не только у педагогов. Российские учителя, которые любят сравнивать свою зарплату друг с другом (но также и с разными школами у себя дома и в других регионах), гораздо реже соотносят свои заработки с работниками других профессий. Далеко не всегда они знают, какова средняя зарплата по их субъекту РФ или городу. Если учитель в малом городе среднероссийского региона получает 7 тысяч рублей, он считает свой труд недооцененным. И с ним можно согласиться. Но для него почти не имеет значения, что рабочий на градообразующем радиоламповом заводе (уже неконкурентоспособном) получает 5 тысяч рублей, а средняя по городку заработная плата – всего 6 тысяч рублей. Даже когда учитель это знает, его не утешает, что он получает зарплату выше среднегородского уровня. Педагоги убеждены, что они выполняют федеральные государственные образовательные стандарты и потому имеют право на зарплату, сравнимую со средней по России (а это 22,4 тысячи рублей!).
Как показывают некоторые опросы, с осени 2011 года российские учителя ожидают повышения зарплаты не до средней по своему региону, а до уровня… средней по России. Но у большинства регионов просто нет таких средств. И если они не начнут разъяснительную работу в школах, осенью этого года учителя в очередной раз могут почувствовать себя обманутыми.

– Высказываются опасения, что деньги дойдут до учителей только в качестве единичных выплат…

– К сожалению, это возможный вариант развития событий. Рост учительских зарплат в ряде регионов не закреплен на институциональном уровне. Что это значит? Педагогам какое-то время выплачивают повышенную зарплату, но руководителями регионов это рассматривается как разовая акция, не закрепленная в нормативах бюджетного финансирования. На следующий год при планировании расходов бюджета за основу берутся старые нормативы. Дополнительные средства, направленные на повышение зарплаты учителей, не учитываются. Все возвращается к ситуации годичной давности. Именно это привело к снижению зарплаты учителей некоторых регионов через год после введения НСОТ.
Поэтому в конкретном регионе все решения по повышению учительской зарплаты должны быть связаны, во-первых, с повышением нормативов бюджетного финансирования, во-вторых, с закреплением этих повышенных нормативов в бюджетах. Потом эти новые нормативы (в которых учтен рост зарплаты учителей) надо использовать при планировании расходов бюджетов на образование на следующий год. Только в том случае, если регион это сделает, учительская зарплата будет расти стабильно.

– То есть учителя могут недополучить свои зарплаты из-за беспечности чиновников? К примеру, потому, что кому-то на уровне региона или муниципалитета лень было сесть и просчитать новые нормативы?

– С подобной ситуацией мы уже сталкивались. Планируя повышение зарплаты учителей, многие регионы не смогли элементарно подсчитать все сопутствующие затраты. В том числе рост зарплат административно-управленческого и младшего обслуживающего персонала в школах.
Например, зарплата директора школы зависит от средней зарплаты педколлектива. Это значит: при росте средней зарплаты всех учителей зарплата руководителя школы и его заместителей (которая составляет от 70 до 90% от зарплаты директора ОУ) увеличивается пропорционально. Казалось бы, все просто. Но этот фактор учитывается далеко не всегда. И административно-управляющему персоналу начинают выписывать зарплаты за счет учителей. Осенью планируется снова повысить на федеральном уровне минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Любое повышение МРОТа приводит к дополнительным расходам на оплату труда обслуживающего персонала школы. Мы уже столкнулись с подобным опытом в ходе реализации КПМО: тогда введение нового МРОТа на уровне 4330 рублей заставило многие регионы существенно сократить стимулирующие выплаты педагогам. Фактически повышение зарплаты уборщицам до МРОТа «съели» стимулирующие выплаты учителям. Такая угроза существует и в этом году.
Поэтому при расчете новых зарплат нельзя допустить, чтобы средства на оплату труда учителей были заменены выплатами школьной администрации и уборщицам.

В ходе КПМО вы увязывали зарплату педагога с его достижениями. Теперь учительскую зарплату предлагается повысить на 30% без всяких условий. Но, насколько мне известно, современное законодательство не позволяет сделать это без каких-либо дополнительных требований к учителю?

– Это интересный вопрос. С проблемой «зарплата – условия труда – требования» будут в ближайшие годы связаны многие организационные риски, вплоть до угрозы нарушения трудового законодательства. Например, должны мы считать повышение заработной платы педагога «существенным изменением условий труда» или нет? В первом случае учитель должен быть письменно уведомлен о существенных изменениях не менее чем за два месяца (то есть до конца июня 2011 года!), и сами эти условия ему должны быть четко предъявлены: сколько он будет получать и на каких условиях. Если повышение зарплаты осуществляется как индексация базовой части зарплаты учителя (без введения дополнительных требований, связанных с качеством образования), подобное повышение можно признать несущественным изменением условий учительского труда. Но соответствует ли такой вариант поставленным задачам?
Если предполагается ввести новые требования к учителю, то это уже – «существенное изменение условий труда».
Если предполагается прибавить учителю зарплату за счет стимулирующих выплат (то есть путем увеличения фондов стимулирования в школах), то это тоже – существенное изменение условий труда. О них педагога надо письменно уведомить и получить его письменное согласие, а в случае несогласия предложить альтернативы…

– Но как можно успеть сделать это до конца лета? И вообще, сколько должен успеть регион, если он действительно хочет повысить учителям зарплату?

– Надо в самые сжатые сроки выбрать модели повышения оплаты труда учителей. Это первое. Региону надо решить: будет ли повышаться базовая часть и на сколько, будет ли повышаться стимулирующая часть и на каких условиях. Это второе.Ему надо провести разъяснительную работу среди учителей: сообщить, почему выбрана именно эта модель, как будет происходить повышение и т.п. Это – третье.А серьезным риском для осуществления всех этих изменений выступает дефицит времени: летние отпуска.

Беседовала Светлана КИРИЛЛОВА