КРУГ ВОПРОСОВ
Риск обманутых ожиданий
Директор Института развития образования НИУ-ВШЭ Ирина Абанкина считает, что региональным властям срочно необходимо выбирать стратегии повышения зарплаты педагогов
– В учительской среде
высказываются опасения, что 120 миллиардов не окажут никакого влияния
на зарплаты педагогов. Многие учителя заранее разочарованы. Можно их
чем-то обнадежить?
– С выделением этих денег связано несколько серьезных рисков.
И первый – риск обманутых ожиданий. Учителя справедливо относят себя к
интеллигенции, к высококвалифицированным кадрам, осуществляющим
социально значимую задачу. И они хотят получать соответствующее
вознаграждение за свой труд. Но его пока нет. По объективным причинам
бюджеты на образование 2009–2010 годов во многих субъектах России были
сокращены на 15–20% и составили 80% от уровня «докризисного» 2008 года.
В некоторых регионах повышение учительских зарплат отставало от
инфляции. Прямой индексации учительской зарплаты в период
экономического кризиса не проводилось. Только со второй половины 2011
года была заложена индексация заработной платы учителей на 6,5%. Но
порой забывают, что так обстоит дело не только у педагогов. Российские
учителя, которые любят сравнивать свою зарплату друг с другом (но также
и с разными школами у себя дома и в других регионах), гораздо реже
соотносят свои заработки с работниками других профессий. Далеко не
всегда они знают, какова средняя зарплата по их субъекту РФ или городу.
Если учитель в малом городе среднероссийского региона получает 7 тысяч
рублей, он считает свой труд недооцененным. И с ним можно согласиться.
Но для него почти не имеет значения, что рабочий на градообразующем
радиоламповом заводе (уже неконкурентоспособном) получает 5 тысяч
рублей, а средняя по городку заработная плата – всего 6 тысяч рублей.
Даже когда учитель это знает, его не утешает, что он получает зарплату
выше среднегородского уровня. Педагоги убеждены, что они выполняют
федеральные государственные образовательные стандарты и потому имеют
право на зарплату, сравнимую со средней по России (а это 22,4 тысячи
рублей!).
Как показывают некоторые опросы, с осени 2011 года российские учителя
ожидают повышения зарплаты не до средней по своему региону, а до
уровня… средней по России. Но у большинства регионов просто нет таких
средств. И если они не начнут разъяснительную работу в школах, осенью
этого года учителя в очередной раз могут почувствовать себя обманутыми.
– Высказываются
опасения, что деньги дойдут до учителей только в качестве единичных
выплат…
– К сожалению, это возможный вариант развития событий. Рост
учительских зарплат в ряде регионов не закреплен на институциональном
уровне. Что это значит? Педагогам какое-то время выплачивают повышенную
зарплату, но руководителями регионов это рассматривается как разовая
акция, не закрепленная в нормативах бюджетного финансирования. На
следующий год при планировании расходов бюджета за основу берутся
старые нормативы. Дополнительные средства, направленные на повышение
зарплаты учителей, не учитываются. Все возвращается к ситуации годичной
давности. Именно это привело к снижению зарплаты учителей некоторых
регионов через год после введения НСОТ.
Поэтому в конкретном регионе все решения по повышению учительской
зарплаты должны быть связаны, во-первых, с повышением нормативов
бюджетного финансирования, во-вторых, с закреплением этих повышенных
нормативов в бюджетах. Потом эти новые нормативы (в которых учтен рост
зарплаты учителей) надо использовать при планировании расходов бюджетов
на образование на следующий год. Только в том случае, если регион это
сделает, учительская зарплата будет расти стабильно.
– То есть
учителя могут недополучить свои зарплаты из-за беспечности чиновников?
К примеру, потому, что кому-то на уровне региона или муниципалитета
лень было сесть и просчитать новые нормативы?
– С подобной ситуацией мы уже сталкивались. Планируя повышение
зарплаты учителей, многие регионы не смогли элементарно подсчитать все
сопутствующие затраты. В том числе рост зарплат
административно-управленческого и младшего обслуживающего персонала в
школах.
Например, зарплата директора школы зависит от средней зарплаты
педколлектива. Это значит: при росте средней зарплаты всех учителей
зарплата руководителя школы и его заместителей (которая составляет от
70 до 90% от зарплаты директора ОУ) увеличивается пропорционально.
Казалось бы, все просто. Но этот фактор учитывается далеко не всегда. И
административно-управляющему персоналу начинают выписывать зарплаты за
счет учителей. Осенью планируется снова повысить на федеральном уровне
минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Любое повышение МРОТа приводит
к дополнительным расходам на оплату труда обслуживающего персонала
школы. Мы уже столкнулись с подобным опытом в ходе реализации КПМО:
тогда введение нового МРОТа на уровне 4330 рублей заставило многие
регионы существенно сократить стимулирующие выплаты педагогам.
Фактически повышение зарплаты уборщицам до МРОТа «съели» стимулирующие
выплаты учителям. Такая угроза существует и в этом году.
Поэтому при расчете новых зарплат нельзя допустить, чтобы средства на
оплату труда учителей были заменены выплатами школьной администрации и
уборщицам.
– В ходе КПМО вы
увязывали зарплату педагога с его достижениями. Теперь учительскую
зарплату предлагается повысить на 30% без всяких условий. Но, насколько
мне известно, современное законодательство не позволяет сделать это без
каких-либо дополнительных требований к учителю?
– Это интересный вопрос. С проблемой «зарплата – условия труда
– требования» будут в ближайшие годы связаны многие организационные
риски, вплоть до угрозы нарушения трудового законодательства. Например,
должны мы считать повышение заработной платы педагога «существенным
изменением условий труда» или нет? В первом случае учитель должен быть
письменно уведомлен о существенных изменениях не менее чем за два
месяца (то есть до конца июня 2011 года!), и сами эти условия ему
должны быть четко предъявлены: сколько он будет получать и на каких
условиях. Если повышение зарплаты осуществляется как индексация базовой
части зарплаты учителя (без введения дополнительных требований,
связанных с качеством образования), подобное повышение можно признать
несущественным изменением условий учительского труда. Но соответствует
ли такой вариант поставленным задачам?
Если предполагается ввести новые требования к учителю, то это уже –
«существенное изменение условий труда».
Если предполагается прибавить учителю зарплату за счет стимулирующих
выплат (то есть путем увеличения фондов стимулирования в школах), то
это тоже – существенное изменение условий труда. О них педагога надо
письменно уведомить и получить его письменное согласие, а в случае
несогласия предложить альтернативы…
– Но как можно
успеть сделать это до конца лета? И вообще, сколько должен успеть
регион, если он действительно хочет повысить учителям зарплату?
– Надо в самые сжатые сроки выбрать модели повышения оплаты
труда учителей. Это первое. Региону надо решить: будет ли повышаться
базовая часть и на сколько, будет ли повышаться стимулирующая часть и
на каких условиях. Это второе.Ему надо провести разъяснительную работу
среди учителей: сообщить, почему выбрана именно эта модель, как будет
происходить повышение и т.п. Это – третье.А серьезным риском для
осуществления всех этих изменений выступает дефицит времени: летние
отпуска.
Беседовала Светлана КИРИЛЛОВА