Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2011
Первая тетрадь
Политика образования

ПОВЕСТКА ДНЯ


«За нарушения на ЕГЭ никого нельзя уволить...»

При недостаточном федеральном регулировании трудно ждать объективности ЕГЭ, к которой призывает закон, считает Александр Вавилов, юрист Института развития образования НИУ-ВШЭ

ЕГЭ 2011 года был отмечен скандалами, которые попали даже в поле зрения Президента РФ Дмитрия Медведева. На заседании Общественного совета при Минобрнауки РФ Андрей Фурсенко сообщил: «Президент позвонил мне не из-за того, что было десять-одиннадцать нарушений. У него серьезное опасение относительно того, что возникла новая системная проблема».
Проблема, впрочем, осталась прежней. Некоторые участники ЕГЭ хотят, чтобы им помогли сдать экзамен. И находятся люди, которые охотно это делают. Разумеется, не за просто так.
Рособрнадзором установлены штрих-коды и номера на двух сотнях работ, выложенных участниками ЕГЭ в интернете. Задания экзамена по математике были фотографированы камерой мобильного телефона прямо на экзамене и размещены в социальной сети «В контакте». Любовь Глебова заявила, что Рособрнадзор готовит иск к этой сети, в частности к администраторам группы «САМОподготовка к ЕГЭ», предлагавшей помощь участникам ЕГЭ.
В Республике Тыве возбуждено дело против директора республиканского Института оценки качества образования. Она подозревается в фальсификации результатов ЕГЭ в пользу одной из участниц экзамена, дочери высокопоставленных родителей. Множество откликов вызвали события в Северо-Восточном округе Москвы, где на выходе из центра образования № 264 сотрудники УЭБ ГУ МВД РФ по Москве задержали семерых студентов МФТИ и других технических вузов, которые без всяких помех сдали ЕГЭ за выпускников экстерната школы № 958.
«Некоторым студентам было по 23–24 года, и девушки сдавали за школьников. Перепутать было невозможно, – заявил  в СМИ исполняющий обязанности начальника 13-го отдела УЭБ ГУ МВД РФ по Москве Филипп Золотницкий. – Мы предполагаем, что эти нарушения происходили с покровительства и с санкции определенных сотрудников образовательных учреждений».
А председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов заявил газете «Коммерсантъ»: «Если раньше люди не понимали, как давать взятки в условиях ЕГЭ,
то теперь коррупционный механизм выстроился». Рособрнадзор предлагает глушить мобильные телефоны во время ЕГЭ и сообщает, что для соблюдения процедуры экзамена планируется взаимодействие с ФСБ и МВД. Но такие планы озвучивались еще в начале эксперимента по ЕГЭ…

– В России давно принят закон о ЕГЭ, но в правилах проведения ЕГЭ по сей день остаются лакуны. Они обнаруживаются только в ходе проведения экзамена, в экстремальных ситуациях, когда зачастую даже невозможно сказать, кто прав, кто виноват…

– Дело в том, что нормы закона не содержат детальных правил проведения ЕГЭ. Закон лишь констатирует, что это должна быть форма «объективной оценки» качества подготовки выпускников с использованием стандартизированных контрольно-измерительных материалов. Что такое «объективность», каждый понимает по-своему. А конкретный порядок проведения ЕГЭ, согласно пункту 4.6 ст. 15 Закона РФ «Об образовании», должен устанавливаться Министерством образования и науки РФ. Этот «Порядок» был принят и утвержден приказом Минобрнауки от 24 февраля 2009 г. № 57, в него, кстати, уже дважды вносились изменения и дополнения. Но «Порядок» по-прежнему содержит пробелы и не обеспечивает достаточное регулирование проведения ЕГЭ. Рекомендациями же, какими бы хорошими они ни были, нельзя заменить нормы права.
Впрочем, подобные пробелы в правовом регулировании – это обычное дело для российской правовой системы, и они встречаются повсеместно, не только в связи с ЕГЭ.

– Комиссия по образованию Общественной палаты РФ получила неожиданное письмо от Комитета общего и профессионального образования Администрации Ленинградской области. В нем утверждалось, что дети Ленинградской области имеют полное право сдавать ЕГЭ в своей школе: это не является нарушением процедуры сдачи единого госэкзамена. Что об этом говорят нормативные документы?

– Когда Общественная палата РФ открыла «горячую линию» для сообщений в том числе о нарушениях на ЕГЭ, выявились упущения именно в правилах проведения единого государственного экзамена. В частности, остается открытым вопрос, можно ли проводить ЕГЭ в своей школе. Этот вопрос в нормативном документе не решен. «Додумались» только до прямого запрета привлекать в качестве организаторов ЕГЭ специалистов по тому же предмету (и родственным предметам), по которому сдается экзамен. Хотя очевидна заинтересованность и школы в целом, и учителей по любым другим предметам в том, чтобы их ученики сдали ЕГЭ как можно лучше.
С одной стороны, организация и проведение ЕГЭ очень подробно расписаны в Методических рекомендациях Рособр­надзора (письмо от 12 марта 2009 года). Например, в этих Методических рекомендациях запрещается привлечение к проведению ЕГЭ штатных учителей тех школ, выпускники которых сдают ЕГЭ. В многочисленных приложениях к этим же рекомендациям излагаются многие другие, назовем их так, «правила» проведения ЕГЭ: «регламенты», «правила» для участников, для организаторов и т.д.
Проблема в том, что эти рекомендации не являются нормативным правовым актом. Поэтому отсутствует обязанность их соблюдать, и за нарушение невозможна ответственность.
Другими словами, на федеральном уровне необходимое регулирование ЕГЭ практически отсутствует. За исключением одного документа – «Порядка проведения единого государственного экзамена».

– История с московскими студентами, которые написали за школьников ЕГЭ по математике в чужом ППЭ, говорит скорее в пользу проведения ЕГЭ в собственной школе (там все же труднее так врать)…

– Не уверен, что в собственной школе этих студентов обязательно поймали бы! Я полагаю, что с равным успехом работники своей школы также могли «не заметить», что в аудитории сидят посторонние лица – вовсе не школьники, а студенты.
В данном случае организаторы ЕГЭ не установили личность сдающих, не проверили их документы, то есть не выполнили своих обязанностей, записанных в Методических рекомендациях. Но – внимание! Эти методические рекомендации в действительности не имеют юридической силы. А следовательно, за их нарушение нельзя наказать. Обязательную проверку документов у школьников, приходящих сдавать ЕГЭ, надо прописать в «Порядке проведения единого государственного экзамена», а не в Методических рекомендациях.

– Какие еще, по вашему мнению, есть лакуны в процедурах проведения ЕГЭ?

– Действующий «Порядок проведения единого государственного экзамена» не согласован с санитарными требованиями: нормами СанПиНов, определяющими территориальную доступность учреждений общего образования. В этом документе содержатся только требования о соответствии помещений для проведения ЕГЭ нормам СанПиНов. Но – замечу – нормам старых, уже отмененных СанПиНов!
Мне представляется, что пункты проведения ЕГЭ могут открываться в любом подходящем по санитарным нормам помещении, в том числе и в той же школе, где учатся дети (оговорюсь: если перевозка детей в другую школу будет нарушать нормы доступности, установленные СанПиНами 2.4.2.2821-10).

– Уточните, каковы современные нормы территориальной доступности?

– Это не более 30 минут на транспорте в одну сторону. Если пешком, то не более полукилометра в городе и 3–4 км в сельской местности, в зависимости от климата. Но на горячую линию ОП РФ пришло несколько сообщений о том, что детей возили в пункты проведения ЕГЭ за 200 и даже 300 километров от школы. Это совершенно неразумно, если не сказать сильнее. Гораздо проще другой вариант: привезти в школу для проведения ЕГЭ руководителя ППЭ, организаторов и наблюдателей, а работников самой школы от участия в ЕГЭ отстранить. По крайней мере это дешевле и нормы СанПиНов будут соблюдаться! Вообще-то от помещения объективность результатов ЕГЭ не зависит. Это скорее зависит от людей, которые обеспечивают процедуру сдачи экзамена.
Руководителями пунктов, организаторами и наблюдателями во всех случаях должны быть незаинтересованные люди. И ни в коем случае не работники данной школы, которые не должны допускаться к организации и тем более к проведению ЕГЭ. Их вообще не должно быть в числе тех лиц, которым разрешено присутствовать на ЕГЭ (наблюдатели, пресса и другие). Они даже не должны допускаться к дежурству по коридорам (дежурные, которые сопровождают учеников в туалет).

– Уже не первый год обсуждается, как будут наказываться нарушения на ЕГЭ. Уже выяснено, что наши люди не боятся административной ответственности. Возможны ли другие наказания за нарушения на ЕГЭ?

– Сейчас законом установлена административная ответственность для всех лиц, так или иначе принимающих участие в организации и проведении ЕГЭ. К этим лицам, вероятно, относятся учащиеся, руководители пунктов, организаторы и наблюдатели, работники учреждений, на базе которых созданы ППЭ, ассистенты-сопровождающие и даже сами образовательные учреждения. Статьей 19.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение установленного законодательством РФ порядка проведения ЕГЭ наказывается штрафом от 3000 до 5000 рублей для граждан, от 20 000 до 40 000 рублей для должностных лиц и от 50 000 до 200 000 рублей для юридических лиц.
Вероятно, суммы штрафа для некоторых покажутся незначительными. А главное – возникает вопрос, что понимать под «законодательством РФ». Подходит ли под это понятие «Порядок проведения единого государственного экзамена», утвержденный не законом, а приказом министерства?

– Но ведь это вопрос толкования?

– И одновременно – свидетельство несовершенства закона! Законодательство об ответственности за проведение ЕГЭ нуждается в совершенствовании. Если законодатель сочтет фальсификацию результатов обучения достаточно серьезным правонарушением, то возможно введение и уголовной ответственности. Возможна дисциплинарная ответственность работников, включая увольнение.

– При каких обстоятельствах наступает дисциплинарная ответственность за нарушения на ЕГЭ?

– Для этого необходимо, чтобы соблюдение правил проведения ЕГЭ было включено в трудовые обязанности работников: например, в должностную инструкцию, в правила внутреннего трудового распорядка или в трудовой договор. А эти вопросы решаются на уровне учреждения и органов управления образованием.

Беседовала Светлана КИРИЛЛОВА