Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Немало интересного об особенностях повседневной школьной жизни современных детей удалось узнать психологам Ульяновского государственного педагогического университета. Недавно они провели исследование, где уделили особое внимание неформальному общению учеников, а также их восприятию школьного пространства и времени. Как пишет доктор педагогических наук Сергей Поляков в статье «Школьная повседневность: эскиз пейзажа» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 5 за 2011 год), наибо­лее интересные результаты получены при сравнении видения школьного мира гимна­зистами и школьниками, юношами и девуш­ками, хорошо и слабо успевающими старше­классниками.
Оказалось, что школьное пространство нередко воспринимается гимназистами как выходящее за стены гимназии: от транспортной остановки до близлежащего парка и кафе. Тогда как для учеников обычных школ оно, как правило, ограничивается территорией образовательного учреждения. Гимназисты лучше школьников ориентированы в сленговых выражениях, но реже их используют, а нецензурную лексику воспринимают как чуждый и преимущественно мужской стиль говорения. Школьники же относятся к нецензурной речи как к относительно обычному в своей среде явле­нию и считают, что в ее использовании заметной разницы между девушками и юношами нет.
Выяснилось также, что самое негативное отношение к школь­ному времени проявляется у школьников, которые учатся на «4» и «3» (!). Можно предполо­жить, что эти ребята ис­пытывают наибольшее напряжение в свя­зи с несоответствием их реальных результатов ожиданиям, предъяв­ляемым к ним со стороны учителей и ро­дителей.


Школьные администраторы и педагоги нередко сталкиваются с необходимостью анализа конфликтной ситуации. Чтобы грамотно его провести, важно хорошо представлять себе закономерности развития таких ситуаций. Об этом рассказывается в статье кандидата педагогических наук Светланы Баныкиной «Как разрешить конфликт» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 4 за 2011 год). В частности, автор обращает внимание на то, что каждый конфликт в своем развитии проходит ряд определенных этапов. Эти стадии в публикации рассматриваются на конкретном примере конфликта молодого педагога и старшеклассников.
В статье содержатся практические рекомендации школьным администраторам по урегулированию конфликтов. Так, в беседе с вовлеченными в конфликтную ситуацию молодыми учителями автор рекомендует поощрять поиск вариантов самостоятельного выхода из конфликта, дать учителю возможность независимо от ситуации сохранить лицо. Светлана Баныкина подчеркивает, что, несмотря на возможные многочисленные просчеты педагога, важно постараться помочь учителю разобраться, в чем его проблема. В этом могут помочь специальные вопросы, например такие: готовы ли вы психологически к тому, чтобы вместе искать конструктивный выход? Можете ли описать конфликт без эмоций? В чем основная проблема конфликта? С чего все началось? Как развивались отношения с ребятами? Можете поставить себя на место старшеклассников? Могло ли ваше поведение спровоцировать конфликт? Какие средства для урегулирования конфликта вы могли бы использовать? Что будет, если вы поступите так?.. А если иначе?.. Что лучше в данной ситуации?
Конечно, руководитель часто находится в цейтноте, и поэтому у него велик соблазн разрешить конфликтную ситуацию жесткими административными методами. Однако, как замечает Светлана Баныкина, «если директор заинтересован в том, чтобы молодой учитель профессионально состоялся, то целесообразно использовать его конфликтный опыт для повышения его профессиональной компетентности, в том числе педагогических ценностей и личностных смыслов».
Как показало проведенное кандидатом психологических наук Натальей Шкурачевой исследование, большинство детей испытывают серьезные трудности при вхождении в новый коллектив. Особенно явно они проявляются при поступлении в школу. Согласно данным исследования, у 63% (!) первоклассников наблюдается отсутствие готовности к продуктивному сотрудничеству со сверстниками: ребята не умеют договариваться, слушать друг друга, уступать. При этом большинство педагогов испытывают потребность в освоении специальных методов и приемов, которые могут помочь в педагогическом сопровождении процесса становления классного коллектива. Конкретные способы решения этой задачи рассматриваются в статье Натальи Шкурачевой «Учим детей культуре общения» («СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА», № 3 за 2011 год).