О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
Т.Н.Джумагулова,
И.В.Соловьева
Одаренный ребенок: дар
или наказание
СПб.: Речь, 2009
Многие учителя не удивятся, прочитав название, ибо знают, что
присутствие в классе ребенка с яркими, выдающимися способностями
осложняет работу не меньше, а подчас даже больше, чем несколько
неуспевающих ребят. Как же работать с талантливым учеником, чтобы
природные дарования успешно развивались? – об этом рассказывают авторы,
не только приводя теоретические рассуждения, но и рассматривая позиции
родителей, педагогов, психологов, исследователей, столкнувшихся с
проблемой детской одаренности.
Прежде всего читателю предлагают разобраться, что такое одаренный
человек. Его способности прямо-таки требуют воплощения и делают своего
обладателя более креативным, энергичным, любопытным, оригинальным. В то
же время талантливый человек, привыкнув к тому, что все ему дается
легко, не умеет подчиняться внешним требованиям, заниматься скучными
повседневными делами, систематически и целенаправленно работать.
Для более детального ознакомления с проблемой авторы рассматривают
такие понятия, как способности, одаренность, талант, задатки;
рассказывают о разных направленностях одаренности. Не все, наверное,
знают, что помимо интеллектуальной бывает, например, социальная
одаренность. Или эмоциональная. В этой же главе приведены
психодиагностические тесты для измерения способностей.
И все же наибольшее внимание авторы уделили проблемам работы с
одаренными детьми. Как помочь им адаптироваться в социуме, учитывая их
психологические особенности? Что нужно учитывать, выстраивая
педагогическое сопровождение подобного ребенка? Эти вопросы могут быть
особенно интересны для учителей.
В конце книги содержатся примеры практических форм работы с одаренными
ребятами.
Элизабет Шёнбек
Старший, средний, младший…
М.: ЛомоносовЪ, 2010
Книга начинается с описания сцены в супермаркете: щуплый
мальчонка пытается разобрать, что написано в списке покупок, который
дала ему мама. И с вопроса: «Как вы думаете, каким по старшинству он
был в семье?» Разумеется, он оказался старшим братом. «Так нам с самого
детства достаются роли, которые мы играем потом всю оставшуюся жизнь»,
– замечает автор, специалист по психологии детей в многодетных семьях.
И роли эти значительно влияют на то, как складывается наша судьба,
какие стратегии поведения мы выбираем.
«Позиции бывают следующие: единственный ребенок, старший, средний и
младший ребенок». И разнятся они прежде всего из-за отношения
родителей. «Давно уже доказано, что старших детей ругают больше, чем
младших», поэтому старшие вырастают в убеждении, что любовь нужно
заслужить. А вот младших любят просто так, ни за что. Им ничего не
приходится доказывать. Единственный ребенок чаще всего бывает
ответственным, собранным, он избегает конфликтов и поглощен собой.
Будучи всеобщим любимцем в семье, он испытывает большое разочарование,
оказавшись в компании сверстников. Там ему придется или осваивать
законы конкуренции, или замкнуться в своей обиде на всех окружающих.
Таких примерных сценариев автор описывает немало, поясняя, как они
могут развиваться в разных условиях, приводя высказывания детей («Если
у тебя нет брата или сестры, то можно попробовать покричать, но когда
перестаешь кричать, то становится еще тише, чем раньше». Элиза, 6 лет).
В заключение автор показывает, как этот фактор влияет на выбор
жизненного пути и профессии.