Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Т.Н.Джумагулова, И.В.Соловьева
Одаренный ребенок: дар или наказание
СПб.: Речь, 2009

Многие учителя не удивятся, прочитав название, ибо знают, что присутствие в классе ребенка с яркими, выдающимися способностями осложняет работу не меньше, а подчас даже больше, чем несколько неуспевающих ребят. Как же работать с талантливым учеником, чтобы природные дарования успешно развивались? – об этом рассказывают авторы, не только приводя теоретические рассуждения, но и рассматривая позиции родителей, педагогов, психологов, исследователей, столкнувшихся с проблемой детской одаренности.
Прежде всего читателю предлагают разобраться, что такое одаренный человек. Его способности прямо-таки требуют воплощения и делают своего обладателя более креативным, энергичным, любопытным, оригинальным. В то же время талантливый человек, привыкнув к тому, что все ему дается легко, не умеет подчиняться внешним требованиям, заниматься скучными повседневными делами, систематически и целенаправленно работать.
Для более детального ознакомления с проблемой авторы рассматривают такие понятия, как способности, одаренность, талант, задатки; рассказывают о разных направленностях одаренности. Не все, наверное, знают, что помимо интеллектуальной бывает, например, социальная одаренность. Или эмоциональная. В этой же главе приведены психодиагностические тесты для измерения способностей.
И все же наибольшее внимание авторы уделили проблемам работы с одаренными детьми. Как помочь им адаптироваться в социуме, учитывая их психологические особенности? Что нужно учитывать, выстраивая педагогическое сопровождение подобного ребенка? Эти вопросы могут быть особенно интересны для учителей.
В конце книги содержатся примеры практических форм работы с одаренными ребятами.

Элизабет Шёнбек
Старший, средний, младший…
М.: ЛомоносовЪ, 2010

Книга начинается с описания сцены в супермаркете: щуплый мальчонка пытается разобрать, что написано в списке покупок, который дала ему мама. И с вопроса: «Как вы думаете, каким по старшинству он был в семье?» Разумеется, он оказался старшим братом. «Так нам с самого детства достаются роли, которые мы играем потом всю оставшуюся жизнь», – замечает автор, специалист по психологии детей в многодетных семьях. И роли эти значительно влияют на то, как складывается наша судьба, какие стратегии поведения мы выбираем.
«Позиции бывают следующие: единственный ребенок, старший, средний и младший ребенок». И разнятся они прежде всего из-за отношения родителей. «Давно уже доказано, что старших детей ругают больше, чем младших», поэтому старшие вырастают в убеждении, что любовь нужно заслужить. А вот младших любят просто так, ни за что. Им ничего не приходится доказывать. Единственный ребенок чаще всего бывает ответственным, собранным, он избегает конфликтов и поглощен собой. Будучи всеобщим любимцем в семье, он испытывает большое разочарование, оказавшись в компании сверстников. Там ему придется или осваивать законы конкуренции, или замкнуться в своей обиде на всех окружающих.
Таких примерных сценариев автор описывает немало, поясняя, как они могут развиваться в разных условиях, приводя высказывания детей («Если у тебя нет брата или сестры, то можно попробовать покричать, но когда перестаешь кричать, то становится еще тише, чем раньше». Элиза, 6 лет).
В заключение автор показывает, как этот фактор влияет на выбор жизненного пути и профессии.