ВСТРЕЧИ ВНЕ РАСПИСАНИЯ
Ноты, помнящие военный оркестр...
Шестиклассники слушают фронтовые песни
Мы предлагаем детям посмотреть подходящий фильм о войне, или
прочесть военную повесть, или едем на мемориал – по-всякому
стараемся. Но лучше всего, как показывает практика, память детей
настраивают песни о войне. Хорошие, по-хорошему услышанные.
Образовательные сюжеты по военным песням из сети, наверное, создают все
учителя, ведь проходить мимо такого богатого наследия глупо. Человек на
войне и его чувства – это и наших переживаний самые глубины.
И что важно: во-первых, песен много, а во-вторых, они очень разные, и
порой оказывается, что время делает популярными те из них, которые
когда-то толком и не прозвучали.
Я предложила шестиклассникам самим подобрать песню для прослушивания и
обдумывания и была удивлена, что для презентации выбрали «Четвертый
день войны» Третьякова, «Цена жизни» Визбора – песни об очень сложных
чувствах.
Но эти песни придали им какую-то уверенность. Теперь они уже не хотели
делать презентацию в той программе, к которой я их приучила;
пользоваться теми ресурсами, которые я назвала; они все хотели сделать
по-своему. И делали. Такие видеосюжеты, что пробирало насквозь.
Мы провели с песнями о войне не только апрель, но и май – слушали друг
друга, да еще как. Моя дочь, тоже шестиклассница, выбрала песню Визбора
«Виталий Палыч», ей понравилось, что она «об обычном человеке, а не о
герое каком-то». Она долго и настойчиво искала историю этой
песни – «а нигде нет». Что ж, предложила я, возьми другую
песню. Но куда там.
Она стала рассуждать: раз никаких следов реального Виталия Павловича
найти не удается, наверное, не зря песня первоначально называлась
«Рассказ ветерана» – таких было много, и ситуаций т1аких тоже
много. Но почему же, почему кажется, что все так и было?
Мы говорим с дочкой о том, что по-человечески, наверное, так и должно
быть. Что жизнь всех воевавших и после войны (песня написана в 1972-м)
прошла с печалью и привкусом вины. Что и наш дедушка, четырежды
раненный, ни разу не произнес пафосного слова, когда мы спрашивали о
его орденах: так вышло. И все.
А им-то представляется, что все на войне были молодые, сильные, только
и делали, что бросались в бой, тогда как в песне по-другому – «И солнце
жарит – чтоб оно пропало, / Но нет уже судьбы у нас другой, / И я
шепчу: «Постой, Виталий Палыч, / Постой, подпустим ближе, дорогой».
Если все это и входит в сердце, то постепенно, с примеркой на себя, с
отсылками к современной жизни…
Нина ЗЕМЛЯНЕНКО, лицей № 7 г. Таганрог