ВСТРЕЧИ ВНЕ РАСПИСАНИЯ
«Мой прадед дошел до Берлина»
Поколения меняются. А история войны все-таки оказывается для подростков личной
Угасание памяти?
Картинка подмосковного лета прошлого года: мы гуляем с сыном и
дочкой по аккуратным дорожкам, читаем надписи, останавливаемся, молчим.
Это мемориал «Рубеж Славы» на сорок втором километре Волоколамского
шоссе. В декабре сорок первого года здесь остановили немецкие танки,
рвавшиеся к Москве. Нам с мужем кажется свершенно необходимым привести
наших маленьких детей сюда. Папа берет их по очереди на руки, тихонько
на ушко рассказывает. Вдруг видим – мальчишка лет десяти-одиннадцати
стучит с упоением мячом в стену, к которой прикреплены таблички с
именами солдат. Вы вздрогнули? Я тоже.
– Эй, парень! – окликаю его. – Ты слышал что-нибудь про войну с
фашистами? Бои прямо здесь шли. Что ж ты делаешь?
Упираюсь в колючий взгляд.
– А че такого?
– Да тут могилы кругом!
– Слышал, слышал… Ну, я же только по стене. Это же не могила…
Он опускает голову и уже как-то виновато бормочет. Мне кажется, я
слышу, как запрыгало у него сердце. От страха перед крепким дяденькой
рядом со мной, который может дать по ушам? Или все-таки понял, что
натворил, и устыдился? Он подхватывает мячик и улепетывает к ближним
домам, в которых, может быть, даже и живет. Кто из нас, десятилетних
пятиклассников 80-х годов прошлого века, стал бы отрабатывать точность
удара на мемориале? Не думаю, чтобы кто-то дерзнул. Хотя мы тоже были
не ангелы, грубили взрослым и учились спустя рукава. Но та война была
НАШЕЙ войной, наших дедов, мы воспринимали ее сердцем. А для этого
паренька война оказалась просто страницами учебника, который он, может
быть, даже и не прочитал.
Вроде бы изучают войну на уроках истории, вроде бы дети должны знать.
Но часто это остается именно знанием, информацией, не больше, которая
быстро выветривается из головы, если в собирании этого знания не
участвует сердце. Учителя просто дают материал, дети просто слушают и
отвечают, а жизнь идет своим чередом, память о войне не является ее
значимой частью. Поэтому и можно колотить мячиком по стенке мемориала.
Поэтому и замечание вызывает искреннее удивление – а что такого? Это же
никак не связано с моей жизнью.
Дорога к Победе – через сердце
В апреле – начале мая в расписании небольшой подмосковной
частной школы, где я работаю, можно было видеть необычное добавление –
после обеда у пятых – восьмых классов по вторникам и четвергам были
«военно-исторические уроки». Это была наша попытка пройти вместе с
детьми дорогой Победы, прожив за четыре школьные недели четыре года
войны – трагические дни отступления первых месяцев, оборону
Брестской крепости в глубоком тылу врага, битву за Москву, блокаду
Ленинграда, битву за Сталинград и танковое сражение под Прохоровкой,
наконец, битву за Берлин.
Для нас этот разговор был особенно важен – школа стоит в зоне боев 1941
года, в нашем Рождествене были немцы, за ним находится «Рубеж Славы» –
линия, за которую немцы так и не смогли перейти, приближаясь к Москве.
И меньше всего хотелось, чтобы получились просто информационно
насыщенные встречи, уроки с вопросами и ответами по классической схеме
дидактики. О любви к Родине невозможно рассказать, ей невозможно
научить, можно только напитать сердце так, чтобы оно заболело,
заплакало, обрадовалось, отозвалось. Отозвалось само, а не в обмен на
хорошую отметку.
Конечно, мы старались приблизить военную эпоху к современным детям
понятным им образом – привлекали и мультимедийные ресурсы, и интернет,
и интерактивные военные карты, и редкие кадры военной фото- и
кинохроники. Но главное было – дать детям почувствовать это время
сердцем, пережить его, пусть и в воображении, а не только запомнить
статистику, даты и имена.
Хотя в Великой Отечественной участвовали наши отцы, матери, бабушки,
дедушки, все равно Победа остро ощущается нами, взрослыми, как своя,
личная, наполненная особенным смыслом, а не как дата в истории, пусть и
славная, но бывшая давным-давно. Может, это потому, что мы еще успели в
своем детстве застать многих фронтовиков, успели услышать их скупые,
страшные рассказы, так непохожие на красивые фильмы о войне. А теперь
фронтовиков осталось совсем мало… Хотелось, чтобы и для наших учеников
слово «Победа» наполнилось собственным, лично значимым смыслом и тоже
было с большой буквы.
Честно говоря, начинать было трудно и страшно – вдруг современным
подросткам, для которых блокада Ленинграда хронологически так же
далека, как и Куликовская битва, все это окажется не слишком
интересным? Ведь в их семьях воевали прадедушки и прабабушки, которых
они никогда не видели, и многие представляют войну лишь по боевикам
последних лет.
Но очень скоро выяснилось, что одиннадцати-четырнадцатилетним ребятам
война оказалась так же страшна и близка, как нам, взрослым. Приходили
на первый военный урок с неохотой, лишь подчиняясь школьным правилам, а
потом многие не хотели уходить, просили рассказывать еще. Тихонько
пробирались в школьную гостиную, где происходили встречи,
младшеклассники, которых мы специально не приглашали, заранее
предполагая серьезный, взрослый, жесткий разговор о страшной цене
Победы. Мы боялись, что такое знание окажется слишком тяжким для
малышей, и хотели уберечь их от непосильной душевной нагрузки. Но
четвероклассники сидели в задних рядах, как мышки, и жадно слушали о
том, как жили их ровесники в осажденном Сталинграде, как встречали
Пасху в блокадном Ленинграде в сорок втором году, неся в храм вместо
кулича серый, глинистый блокадный кусочек хлеба. Так бы и просидели
скрытно, если бы не стали задавать вопросы – верный признак того, что
все услышанное остается в душе.
С особенным каким-то вниманием ребята слушали военную историю нашего
села Рождествено. Вот оно, все рядом – немецкие танки на
перекрестке, где остановка рейсового автобуса, немецкие мины,
заложенные на школьном дворе (нашем школьном дворе!), фашистский
пулемет, убивающий с колокольни храма наших солдатиков, бегущих в атаку
по нашему полю за селом… После таких рассказов, похоже, никто в школе
уже не воспринимал битву за Москву как параграф в учебнике по истории.
Целый месяц мы действительно жили этой страшной войной. Пели по утрам в
гостиной всей школой военные песни, со старшеклассниками читали прозу
писателей-фронтовиков, с малышами рисовали войну и ездили на «Рубеж
Славы» поглядеть на танки – наши, немецкие, американские, по пятницам
смотрели старые военные фильмы. Когда шли последние кадры фильма «А
зори здесь тихие», многие вдруг встали и досмотрели фильм стоя.
Расходились молча, словно боялись расплескать то важное, что
совершалось сейчас в душе.
Через несколько встреч оказалось, что многие готовы рассказать о том,
как война прошла по их семьям; что у многих учителей тоже есть своя
личная история войны. И мы предложили записать ее на импровизированных
письмах-треугольниках, таких, какими они были в годы войны. Каждый день
ребята несли черно-белые выцветшие фотографии, наградные удостоверения,
похоронки и писали свои треугольнички. Их набралось много – почти целая
стена в школьном коридоре оказалась занята.
«Мой прадед, Николай Орехов, дошел до Берлина».
«Моя прабабушка Тоня родила мою бабушку под бомбами в Сталинграде».
«Мой прадед, Филипп Морозов, офицер пехотной армии, прошел всю войну и
вернулся с нее».
«Мой двоюродный прадедушка, Александр Михайлович Сикорский, воевал с
фашистами в Белоруссии. Он помогал партизанам, а потом и сам ушел в
лес. Погиб смертью храбрых перед концом войны».
После окончания военных встреч мы выпустили школьный альманах «Дорога к
Победе», где воспроизвели все письма и фотографии. И я знаю, что многие
отослали эти альманахи в другие города, своим бабушкам и дедушкам, тем,
которые еще живы. Слава Богу, что ребята хотят нести этот нелегкий груз
памяти.
И я почему-то уверена, что никто их них не станет играть в футбол на
мемориале «Рубеж Славы». Хотя они вовсе не ангелы, а самые обыкновенные
современные подростки.