Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

КОГДА КОНЧАЮТСЯ УРОКИ


Черных Марина

Летнее чтение не по обязанности, а по желанию!

Список литературы на лето необходим. Вопрос в том, кто и как его составляет

Любовь, привычка к чтению – пожалуй, один из немногочисленных результатов воспитания, который можно назвать бесспорным. Стремясь к его достижению, учителя каждый год раздают в последние майские дни списки внеклассного чтения. Но далеко не всегда они становятся для детей путеводителем по миру литературы. Однако работу можно построить и по-иному. И тогда детская книжка наверняка окажется летом в рюкзаке, гамаке, чемодане. А чтение станет желанным в походах и летних лагерях. 

Радость не бывает обязательной

У Даниэля Пеннака есть фраза о том, что слово «читать» не может быть повелительного наклонения. Ну это у них, у французов. На наших же воспитательных просторах «сядь и почитай! Тебе столько задали!» звучит не реже, чем «вымой руки» или «выключи компьютер». Особенно летом. Потому что любой юный российский гражданин знает: просто так человек не может отправиться в трехмесячную летнюю беззаботность. Школа как будто страшится выпустить ребенка из поля своего внимания даже летом.
Видимо поэтому список обязательного летнего чтения вызывает такое отторжение. Особенно это касается школьников, у которых, мягко говоря, чтение вообще не вызывает энтузиазма. Никакая обязательность и угроза проверить в следующем сентябре не принудят их читать. Но, впрочем, список не встречает восторга и у тех, кто много и охотно читает: кому же захочется получать удовольствие по чужому выбору и под угрозой неукоснительной проверки результатов?

«Если тебе захочется почитать…»

Так что же, махнуть рукой на то, читает ли ребенок летом или нет? Пусть сидит день и ночь у компьютера? Ни в коем случае. Никто не предлагает забросить книжки на целых три месяца. Просто в этом случае, как и в других педагогических ситуациях, есть тонкий баланс отношений между взрослым и ребенком, потеряв который, мы получаем результат, прямо противоположный желаемому.
И баланс этот задает грань между обязанностью и возможностью. Кардинально другой вариант внешне выглядит точно так же: список книжек на фоне грядущего лета. Только мы не требуем, не навязываем, а предлагаем: если тебе захочется почитать, вот они, самые интересные книги.
И взяться этот список должен не из учительского стола. Пусть каждая книжка будет рекомендована лично, а уж каждый потенциальный читатель решит, доверяет он этой рекомендации или нет.
Тогда составление подобного списка само по себе превращается в педагогическое действо. Чтобы извлечь из него максимальную «воспитательную пользу», объявить о предстоящем сборе рекомендаций нужно заранее. Пусть ребята соберутся с мыслями, а тот, кто совсем не читает для собственного удовольствия, получит время для приватной консультации с родителями или знакомыми. Обидно ведь оставаться в стороне, когда все участвуют, а ты не можешь присоединиться.
Эту форму обогащения других своим читательским опытом можно использовать уже с первого класса. Ребята охотно советуют друг другу книжки перед долгим летним расставанием, а после каникул ревниво интересуются, кто последовал их советам и насколько понравилось.
Для более старших можно чуть усложнить процесс: принимаются не только личные рекомендации. Пятиклассникам уже вполне под силу опросить родителей, друзей, знакомых, значимых взрослых о том, какие книжки им были интересны в одиннадцать-двенадцать лет. У каждого сложится небольшой перечень. В сумме получается, конечно, большой список, но тем лучше. Ведь он не обязательный, зато есть из чего выбрать, да еще напротив каждого названия помечено, кто посоветовал эту книжку.
А уж как интересно будет учителю почитать перечень каждого «Я список кораблей прочел до середины…», сколько неожиданного мы узнаем о своих учениках и их ближнем круге.

Простор для самостоятельности

Такой подход – приглашение, а не приказ – практически снимает еще один негативный эффект традиционного списка внеклассного чтения. Любое обязательное задание (даже если оно объективно невелико и будет требовать всего десяти минут в день) непременно воспринимается ребенком как посягательство на его долгожданные каникулы.
Обратите внимание, кстати. То, что у взрослых и дошкольников называется словом «лето», школьники воспринимают как «каникулы» – более или менее короткую передышку между двумя учебными марафонами. Психологически очень важно, чтобы в распоряжении ребенка было время, которое ощущалось бы как личное и безраздельно ему принадлежащее. Иначе получается, что учеба со всей ее обязательностью и принуждением «размазывается» по всем двенадцати месяцам календаря, а взрослые потом сокрушаются, что дети растут безынициативные, не умеют планировать деятельность и нести ответственность за результаты. Откуда же возьмутся подобные умения, если не создавать пространства для их выращивания…
Список же, совместно составленный как коллективная рекомендация друг другу, и есть форма свободного и разумного планирования.
Чтобы идея не обесценилась и не превратилась в очередную школьную имитацию, непременно нужно будет обсудить в сентябре итоги летнего чтения. Да и вообще это должно войти у ребят в привычку – обсуждать любое дело, запланированное самостоятельно и случившееся благодаря общим усилиям.
У малышей такое обсуждение обычно проходит бурно и эмоционально: они попутно с восторгами по поводу прочитанного сообщают одноклассникам, где побывали и что нового узнали. Поэтому учителю придется постоянно возвращать разговор в литературное русло и удерживать тему благодарности тем, кто рекомендовал книги, – они обычно очень ждут этого и гордятся, услышав, что «их» книга имела успех.
Начиная с младшего подросткового возраста, можно разнообразить форму обсуждения. Например, если класс «пишущий», можно дать время для письменных отзывов, а потом вывесить все тексты в реальной или виртуальной галерее.
Впрочем, эта форма хорошо приживается и в походе, в летнем лагере. Просто перед началом нужно организовать разговор о том, кто какую книгу возьмет и предоставит в общее пользование. Можно заранее составить список с очень короткими аннотациями. Тогда у каждого будет возможность примерно спланировать свое чтение на ближайшее время.