Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗНАНИЯ БЕЗ ШКОЛЬНЫХ ЭТИКЕТОК


Печатникова Людмила

«Полигон» для юных Эйнштейнов и Кулибиных

В этом образовательном пространстве наука, техника и педагогика идут рука об руку

Поскольку лето уже наступило и нет необходимости срочно придумывать новую идею для завтрашнего урока, есть время подумать о дальних планах, о глобальных решениях и переустройствах. К примеру, о том, что делать с малолетними изобретателями, которые увлеченно соединяют проводочки, готовы часами колдовать над пробирками... Только вот беда – в школе для них попросту нет места, нет соответствующего оборудования. А имеющиеся полупустые межшкольные производственные комбинаты, центры всякого творчества устроены так, что совершенно не привлекают подростков. Однако отдельные энтузиасты умудряются находить выход из печального положения. Их опыт может вдохновить коллег, стать моделью для собственного творчества. 

Строгая логика

Совсем недавно в Москве на базе меж­школьного учебного комбината открылся детский научно-технический центр «ПОЛИГОН Про» (www.polygon-pro.ru/). Директор, Сергей Александрович Ловягин, заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук, победитель целого ряда профессиональных конкурсов, создал полигон для испытания не только технических, но и педагогических идей.
Он уверен, что главное для такого современного педагогического центра – множество лабораторий и мастерских с разнообразным оборудованием. В наших условиях – с тем, которое удалось добыть. И все это должно быть разбросано по этажам не хаотично, а в соответствии с определенной логикой.
К примеру, идея первого этажа – радушный прием и пробуждение любопытства. Сердце его – конференц-зал. В сущности, обычный актовый зал, какой есть в любой школе, только с легкой складной мебелью вместо традиционных рядов кожаных кресел. Чтобы мгновенно можно было организовать работу по секциям, разговор в кругу или многолюдную конференцию с демонстрацией видеоматериалов. Большой экран – главное украшение здешней сцены (ее педагоги пытались удалить, но не вышло – слишком дорого), он необходим и опытному лектору, и ребятам, впервые представляющим свои доклады.
Вторая радость при встрече – музей научных чудес. Экспонаты в нем сделаны бывшими и нынешними учениками. Подобные хранятся во многих кабинетах физики. Теперь плоды проектных и исследовательских усилий создают пространство для первых научных опытов, предоставляют возможность потрогать, покрутить, удивиться, ничего не понять поначалу – и захотеть двигаться дальше.
Единственная мастерская первого этажа – интернет-технологий. Она универсальна и необходима представителям всех специальностей, интересна любому подростку. Дальше траектория движения у каждого своя. И определяется она здесь же, в особом кабинете, где ребята проходят профориентационное тестирование, вместе с психологами обсуждают свои результаты и получают рекомендации (и для себя, и для родителей, и для учителей из родной школы) по выбору профиля обучения, наиболее значимых мастерских и лабораторий.
Второй этаж оборудован, по замыслу Ловягина, как рай для людей мастеровых, рукодельных. Мастерская ремонта, где учатся клеить обои, настилать полы, чинить домашнюю сантехнику и электрику. На стендах – водоснабжение и электросети в разрезе. Рядом с будущими строителями и сантехниками могут работать исследователи и изобретатели, желающие не просто сделать, а понять, как соединить в цепи лампочки, чтобы включались они в одном месте (у двери квартиры), а выключались – в другом (у кровати, к примеру). Наиболее увлеченные отправляются в мастерскую «Умный дом» (через дверь) – технологии жизнеобеспечения домов будущего. В лаборатории «Гигакалория» можно исследовать особенности наших реальных систем теплоснабжения и таких, какими они могли бы быть – рациональными, экономичными (вклад соседних предприятий и университетов, в данном случае – МЭИ, которые кровно заинтересованы в притоке новых молодых специалистов и обладают при этом некоторыми ресурсами), есть шанс хотя бы на стенде испытать эффективность различных моделей.
По соседству – конструкторское бюро. Станки с программным управлением для самых разных надобностей (в данном случае помогли МГТУ имени Баумана, его специализация, его студенты). Настоящий инженер, изобретатель должен уметь чувствовать материал, а это приобретается только в практической работе. И не важно, что кто-то будет упорно разрабатывать программу для вырезания шахматных фигур, а кто-то – для гравировки надписей.
Третий этаж целиком посвящен науке. Сначала изучение самого себя в лаборатории человека (руководит ею профессиональный врач). Ритмы своего сердца, скорость реакций, рельеф позвоночника. Интерес к собственному организму, возможно, превратится если не в научное призвание, то хотя бы в умение видеть проблемы и справляться с ними – оставаться здоровыми как можно дольше.
Следующий шаг – исследование окружающего мира в экологической лаборатории: растения, аквариум с рыбками – неограниченные возможности для наблюдений и опытов. Даже на простом оборудовании, которое есть во многих школах. Естественно, есть лаборатории физики (от современных нанотехнологий до изготовления нехитрых приборов) и химии (изучение начинается на домашней кухне).
Последний этаж (типичная школа четырехэтажна) – пространство для дизайнерских экспериментов. В том числе и по изменению интерьера данного здания. Приемы видео- и фотосъемки, трехмерная графика. И попроще: умение делать плакаты и рисунки на маечках-кружечках. Подарки друзьям и любимой школе, возможность выполнять заказы – от эскиза до реализации в продукте, шанс воплотить собственное видение мира.

Разноуровневость

Сергей Александрович убежден, что каждая мастерская, лаборатория должны быть устроены так, чтобы в одном кабинете, на одном оборудовании могли работать дети с очень разными интересами, устремлениями, возможностями. И тот, кому важно освоить полезные бытовые навыки, ремесло, и тот, кому не терпится решить поставленную учителем или соседним вузом задачку, и тот, кто сам себе задаст вопрос и сумеет отыскать необычный ответ. Не инкубатор вундеркиндов, а лабораторный корпус для развития всех подростков, склонных к той или иной технической, естественно-научной деятельности. Более того, здесь столько притягательного для малышей. Они, может, еще и не задумываются о будущей профессии, зато всякие технические штучки обожают. А уж если старшеклассник за соседним столом чем-то умным занят, лучшей образовательной ситуации и придумать нельзя.

Независимость

Еще одна особенность современных лабораторий и мастерских, которую яростно отстаивает Ловягин, – невозможность фронтальной работы. Только индивидуально или небольшими группами.
В одном кабинете сразу несколько цехов по углам, разные станки, приборы, а не комплект одинаковых микроскопов и штативов. Столы расставлены не рядами: одни в центре, лицом друг к другу – здесь разместится большая группа. Другие по краям, лицом к стене. Здесь хорошо работать одному или вдвоем с другом, никто не мешает.
В одном углу строительной мастерской фрагмент гостиной – компания желающих учится делать проводку, класть плитку. В другом углу – подобие ванной. Нужно воду подвести, придумать, как согреть ее, не потеряв лишнюю энергию по дороге.
В кабинете этажом выше экологи исследуют состав воды в аквариуме, а за соседним столом ботаники выясняют, как дышат растения.
Для учебного эксперимента – готовые инструкции. Бери и действуй. Для собственного исследования – своя голова на плечах, справочники на полочках, свободный доступ в интернет для поиска информации. А педагог ставит задачу, если нужно, и консультирует ребят по мере необходимости.
Не только учитель ходит по кабинету от одной группы к другой, не только директор и экскурсанты гуляют по коридорам, заглядывая через прозрачные стены в лаборатории. И ребята тоже, занимаясь своими делами, видят, над чем работают соседи. Возникают новые интересы, желание сотрудничать.

Цивилизованность

Хочется директору, чтобы дети, получая образование, одновременно учились жить во все более цивилизованном, технологически развитом мире. Речь не только о станках. И не о моделях экономичной тепло- и электросети, которые невозможно осуществить в типовом здании, построенном в середине прошлого века, но можно взять на заметку для собственного будущего дома. Речь о мелочах.
О туалетах, оборудованных так, чтобы ими могли пользоваться люди на инвалидных колясках (подъемники на лестницах даже не обсуждаются).
О специальной пленке, наклеенной вдоль всех коридоров: в случае срочной эвакуации и отключения электричества она будет светиться в темноте и поможет детям быстрее добраться до выхода.
О продуманном цветовом решении каждого коридора, когда краска выбирается не ради приятности глазу или повышения тонуса, а для сообщения дополнительной информации бегущему (или бредущему) ребенку. У мастеров один цвет, у дизайнеров – другой. И сразу понятно, куда попал. И спрашивать никого не придется. К тому же у каждого кабинета – перпендикулярно стене – нужного тона вывеска, чтобы издали видеть общую картину. Общее ощущение – словно находишься в аэропорту и готовишься к взлету.
Из области мечты, воплощающейся в жизнь частично, по мере возможности: в современном учебном центре должно быть много стекла. Все доступно взору и мысли любопытного ребенка, все открыто, легко и светло. И если сделать стеклянными стены кабинетов сложно и дорого, а стеклянный корпус компьютера (до чего хочется увидеть, как там все действует!) достать почти невозможно, то снять стенки некоторых приборов, технических устройств, предъявить взору ученика на стенде то, что обычно спрятано в земле (провода, трубы), – цель вполне реалистичная.
Дети учатся пользоваться высокотехнологичными приборами, красивыми вещами. Есть шанс, что из грамотных пользователей они превратятся в создателей.

Проектирование

Даже после короткой экскурсии по центру ясно, что основное содержание деятельности ребят здесь – проектирование. Идеи проектов рождаются на школьных уроках (педагоги и ученики могут воспользоваться техническими возможностями центра), на учебных мастерских (яркий эксперимент, оригинальная задача вызывают желание создать что-то свое), из интересов отдельных детей и взрослых, из заказов вузов и предприятий.
Одним из умных заказчиков Ловягин хочет видеть школу. Ей ведь многое необходимо: наладить компьютерную сеть, отремонтировать и украсить помещения, школьный двор. Все это по силам детям и будет полезно в первую очередь для них: как первая профессиональная проба и как важный социальный опыт.

Для школьной пользы

Вообще Сергею Александровичу кажется, что школы могут выступать по отношению к центру не только заказчиками (сотворцами) определенных проектов, не только стороной, заинтересованной в результатах профориентационного тестирования.
Центр с его передовыми возможностями, техническими, педагогическими, способен помочь в разработке различных инновационных курсов. На его базе можно изучать некоторые разделы «Технологии», «Информатики и информационно-коммуникационных технологий» в средней и старшей школе, проводить практикумы по химии, физике, биологии и даже экономике в рамках профильного обучения и предпрофильной подготовки.  
Со стороны кажется, что создать такой центр невозможно. Но иногда стоит начать с творческого переосмысления хотя бы отдельных идей, с поиска единомышленников среди коллег из других школ и вузов, с соседних предприятий. Летом есть время мечтать.