Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

УЧЕБНЫЙ ГОД ОСТАЛСЯ ПОЗАДИ


Кожурина Людмила

Оставаться или уезжать?

Разговор с завучем сельской школы, выпускающей в этом году трех человек

Честно говоря, сомнительно – обсуждать жизненные стратегии молодых людей на языке статистики. Каждая судьба со своим корешком, и тут конкретные автобиографии более информативны, чем демография. Но кто же сегодня возьмется за долгие, трудоемкие глубинные исследования?
Дорого, их не заказывают. Но мы не стали ждать у моря погоды, а просто поговорили с завучем обычной полной сельской школы из дальнего Подмосковья о судьбах и планах выпускников.


– Правда ли, что дети связывают представление о счастье с переездом в город?

– Нет, конечно, им дома хорошо, привольно, безопасно. Но выбора нет: надо ехать учиться, потом как-то устраиваться, потому что здесь ни работы не стало, ни перспективы получения жилья – хозяйство несколько лет стоит.
Еще, конечно, от типа личности зависит. Есть дети-покорители, которым в деревне тесно, все им не к душе, и они очень рано, класса с 5-го, настроены рубить канаты. Всячески готовят себя к успеху: хорошо учатся, занимаются во всех возможных кружках, дистантные курсы проходят – причем любые. Такие, конечно, не в каждом выпуске встречаются, но наши и в МГУ на мехмат поступали. И движет ими даже не поиск денег или успеха – им тут понимания, что ли, не хватает, оценки заслуженной…
А еще есть особый возраст, 14–15 лет, когда все разговоры у ребят – поскорее бы уехать отсюда. Поголовно. Но речь не именно о городе – это желание отделиться от семьи, сменить среду, начать зарабатывать. Видимо, какой-то естественный запрос возраста, но ясно же, что все это невозможно. К 17 годам от этих порывов ничего не остается, теперь они просчитывают возможности родителей: дорога, питание, жилье…

– И каковы планы нынешних 17-летних?

– Мы в этом году выпускаем трех человек. Один пойдет учиться на рабочую специальность, а двое – с запросами. Управление, банковское дело. Пройдут ли? Но даже если пройдут – смущает немотивированность выбора. Что-то где-то услышали или родители подсказали, а свое «я хочу быть тем-то» запрятали куда подальше. Но ведь это проблема не только деревенских – выбирают профессию не по душе, а из соображений пользы.

– А если выбирать по душе, представим, как было бы?

– Что гадать, девочки домашние, без амбиций, даже несколько инертные – трудно им будет перестраиваться. Как и большинству: на выходные студенты приезжают домой и чуть ли не в объятия падают каждому встречному. И по окончании вуза дом у них тут, пусть даже устроились, сняли в городе жилье. Тут живут, а там время до выходных коротают.

– Что же мешает им адаптироваться в городе?

– Стесняются, наверное, из-за этого не всегда могут проявить свои хорошие качества. Вот вчера 9 класс сдавал устный экзамен. Говорить – стесняются, как будто это такое интимное дело – говорить о чем-то небытовом. Только на вопрос, только кратенько. А чтобы «воду лить» или «себя преподнести» – нет. Тут дети много работают, много умеют делать руками, за многое отвечают – и это их характеризует больше, чем речь. И конечно, им дома, среди своих, лучше.
Опять же не всем: представьте, брат и сестра учились примерно одинаково, но брат вернулся после учебы домой, работает в совхозе, отстроился и завел семью, а сестра уехала в Петербург и получает там, кажется, уже третье высшее образование – каково?

– Я не пойму, выбор ребенка зависит то ли от свойств его личности, то ли от социума; то ли хорошо жить и учиться в деревне, то ли плохо…

– Сельская школа, конечно, здоровее, терпимее, внимательнее к ребенку. Другое дело, что особого интеллектуального и творческого блеска в ней нет. Но есть свобода, самостоятельность, ответственность, тесное общение – очень ценные вещи.
Правда, и нас переводят на девятилетку – что ж, видимо, кому-то не дает покоя мысль, что где-то еще осталась неагрессивная образовательная среда, что человек может быть привязан к родным людям и к месту жительства, что свежий воздух и труд на земле – это несовременно.