Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД


Витковский Анатолий

Выпускной вечер – точка прощания и обретения

Мы можем дать ребятам опыт праздника, который гораздо глубже, чем просто праздник

Если послушать педагогов-практиков, окажется, что лучшие идеи для заключительных мероприятий не выдумываются из головы,   а обнаруживаются в древних традициях культуры, прежде всего – в обрядах инициации, древних практиках посвящения во взрослую жизнь. Конечно, ни слов таких, ни буквального следования ритуалам не предусматривается, а переживается сама их неслучайность, укорененность в глубинах подсознательного, само собой –  их красота и торжественность. И второе: даже самая стоящая идея неосуществима без личностного наполнения, без того содержания, которое вкладываем в работу с детьми мы сами…

Во французской стороне, на чужой планете…

Студиозусы средневековой Европы на последнем этапе обучения должны были отправиться в продолжительное образовательное путешествие, в котором они знакомились с обычаями и наукой других стран, о чем по возвращении отчитывались.
Оказывается, это можно воспроизвести сегодня, например, в таком варианте: в день Последнего звонка выпускники московской школы № 107 стали участниками капустника, посвященного подготовке к предстоящему «Большому турне».
На этом (подготовительном) этапе молодые люди должны были решить: что же из школы им следует взять с собой? Ребята обыгрывали самые значимые сюжеты школьной жизни, такие как собеседование при поступлении в школу, выбор профильных предметов, защиту индивидуального плана обучения и так далее.
Потом на сцене появился персонаж по имени Джейн Эдуардовна (ее изображала классный руководитель выпускного класса) со своим верным другом попугаем Феодором Фомичем (его роль играл восьмиклассник). Несмотря на то, что попугай был отъявленным льстецом и постоянно во всем вторил своей хозяйке, он добросовестно выполнил порученную ему миссию: поочередно достал из специальной сумки все «путевки в жизнь» и передал их Джейн Эдуардовне для зачтения.
Каждая путевка представляла собой адресованное конкретному юноше или девушке предписание. Шуточное, конечно, как то: «вид трудового обучения – учить саперскому искусству (чтобы быстро освоил метод «одной попытки»)». Или: «археолог-специалист по заброшкам (путевка адресовалась молодому человеку, увлеченному восстановлением заброшенных зданий)». Или: «воспитателем в детский сад (воспитывать молодого человека, которому досталась предыдущая путевка)». И далее: «тренер по фехтованию в Париже», «футболист в Самарском клубе», «стажировка на Малом коллайдере в Подмосковье», «в цирк (цирковую профессию выбрать самостоятельно)», «разработка русской настольной игры world of warcraft», «в оркестровую яму», «на целину в Поволжье», «прораб на участке строительства Русского дома в Македонии», «в Японию тренером по русскому стилю айкидо», «колористом кубика-рубика»…
Это, конечно, более интересно «посвященным», чем читателям, однако каков стиль! А само «Большое турне» намечено на конец июня: выпускной пройдет в форме игры-путешествия по странам и континентам, и всюду выпускники будут пробовать себя в различных ремеслах и занятиях, характерных для конкретной местности.
Игра? Да. Имитация? Да. Но важные смыслы удерживаются.

В дорогу, в дорогу! 

Хронотоп, как известно, важная штука для жизненного сюжетообразования: изменение места нахождения героя тотчас влечет новые события, прежде всего – встречи. Итак, момент ухода с привычного места – шаг в новое, маркировка изменений.
Выпускники авторской школы Николая Гузика (она расположена в поселке Южный на побережье Черного моря) после торжественного вручения аттестатов уходят домой, собирают вещи, переодеваются и снова возвращаются в школу, чтобы выехать в 3–4-дневное путешествие. А то, куда конкретно поедут, зависит от разных вещей, в том числе от финансовых возможностей. В разные годы это были: Киев, Москва, Санкт-Петербург, Вена, Берлин…
У каждого выпускного турне есть своя программа, включающая экскурсии, встречи с интересными людьми, а также особое действо – «Посвящение во взрослые».
А уж прощальный вечер – это когда как, но обязательно в знаковом месте того города, куда выпускники прибыли. Однажды это были МГУ и Воробьевы горы.

Туда и обратно, или Испытания на границе

Мотив перехода границы между мирами – потому и кочующий литературный сюжет, что является архетипом сознания. Но чтобы перейти, надо пройти испытания – не всех пускают.
Каждый год десятиклассники томской школы «Эврика-развитие» придумывают для выпускников испытания – такие, которые покажут, насколько они готовы к жизни в большом мире взрослых. Конечно, испытания эти полусерьезные, но ведь в каждой шутке есть доля правды!
Выпускникам предлагается перевоплотиться в студентов, которые стремятся попасть в общежитие чужого вуза на день рождения друга. А поскольку празднование может затянуться до утра, надо пройти, не оставляя документов на вахте. Понятно, что требуется как-то усыпить внимание бдительной вахтерши. Все это разыгрывается вживую: различные ухищрения, договоренности, даже гипноз.
Или прохождение медкомиссии во время призывной кампании. Чтобы обыграть это событие, десятиклассники приготовили специальную таблицу для проверки зрения. И хотя таблица сплошь была исписана большими и маленькими буквами «А», выпускники почему-то часто видели «Л», «П», а некоторые даже «W».
Что примечательно: проверку на сообразительность, предприимчивость и чувство юмора дети проходят блестяще. Но может, так и есть в представлении современных детей: «срочно требуются трикстеры» (англ. обманщик, ловкач)?

Дарение и дарители

Волшебные предметы из сказок, мифов, древнего эпоса обладают чудесной силой и в самый трудный момент помогают герою. И каждый из нас – пусть неосознанно, но ждет от подарка чего-то подобного, да и сам выбирает подарок для другого – «со смыслом»…
В новосибирской школе «Умка» есть традиция одаривать выпускников оригинальными подарками. Все дары изготовлены более младшими, в каждый вложена частичка души. Момент дарения обставлен очень трогательно.
Какие же подарки сделали ребята в этом году? Пятиклассники – красивые, разноцветные мандалы, где каждый цвет имеет свою символику. Третьеклассники – кубышки-травницы, на донышко которых они вместе с душистыми травами положили пожелания выпускникам. Второклассники поставили спектакль по мотивам книги про Гарри Поттера, его сняли на видео, и запись на диске стала дополнительным подарком.
Ну а первоклассники придумали совсем необычный дар: накануне они собрались вместе с выпускниками, чтобы нарисовать по портрету. Обмен портретами восхитил всех!
А в небольшой московской школе «Знак» все подарки персонифицированы. Учитель читает со сцены «Стихотворение для Вани». А ученики разыгрывают сценку «специально для Марины Петровны». Вот так: друг для друга, глаза в глаза.

Волшебные слова

Их мало подумать или записать – их надо отдать стихии: бумажку с ними сжечь, пустить по воде, как вариант – закопать в укромном месте или развеять по ветру. И это должны быть очень важные слова, сильные, как, например, пожелания.
Получив аттестаты, выпускники красноярской гимназии «Универс» совершают традиционную поездку по городу с обязательным знаковым действием. Например, это запуск Дирижаблей Желаний.
Каждый дирижабль – изящная бумажная конструкция в форме купола, под куполом расположена небольшая емкость с топливом и фитилем. А на самом куполе яркими большими буквами записано желание. Всё: фитиль поджигается, и светящиеся дирижабли один за другим взмывают в вечернее небо. 

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Ассамблея». Союз артистов Санкт – Петербурга «Ассамблея» предоставляет полный спектр услуг по организации выпускного бала и вечера. Опытные специалисты компании «Ассамблея» по выгодной цене осуществят организацию и проведение яркого и необычного праздника, который подарит выпускникам незабываемые красочные воспоминания. Узнать больше о предоставляемых услугах можно на официальном сайте Союза артистов Санкт – Петербурга «Ассамблея», который располагается по адресу http://Vypusknoi-uofa.ru