ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД
На класс старше
Часто ли у детей есть возможность показать, как они выросли, чему научились?
Учебный год – большое повествование, и в конце хорошо бы
поставить точку. Завершить красиво, дружно, интересно.
Конечно, итоговое мероприятие года по духу всегда совпадает с
атмосферой учебы в течение года, что-то вроде теста: есть ли жизнь на
Марсе?
– Хотеть-то дети много чего хотят, – рассказывает завуч школы, – но
романтика, знаете ли, запрещена законом: в поход нельзя,
пожароопасность; выезды за пределы города нежелательны, рисков здоровью
очень много; игра на местности тоже чревата травмами. Так что мы
провели традиционный турслет с эстафетой и награждением
класса-победителя экскурсией в музей. Этого достаточно. Считаю, наши
дети в школе получили столько внимания, заботы и развлечений, что можно
только порадоваться.
Так ли? Окружили их вниманием, заботой и развлечениями – и сами себе не
нарадуемся. Но не оттого ли – в том числе – у нас горят леса, дороги
опасны, медицина ненадежна, что дети в качестве будущих взрослых в
задачах воспитания не просматриваются?
Они полностью лишены среды взросления: всё нельзя, никуда нельзя. Нет у
них ни права на поступок, ни возможности получения неудачного опыта, ни
навыков самостоятельного принятия решений, ни готовности нести
ответственность. Главное, все по закону! И вот они созрели, но так и не
повзрослели, и уже на работе, в дороге, на отдыхе, уже и с детьми, а
сами как дети.
Но вернемся к теме завершения учебного года. Если верить рассказам
учителей, она ведь может звучать и в ином ключе.
Все понятно, если класс специализированный – тогда проводится что-то
вроде итогового концерта, спектакля, интеллектуального турнира или
спортивных игр.
Понятно, что делать, если у учителя была определенная педагогическая
задача в своем классе и он ее решал вместе с детьми в течение года.
Например, учились работать в команде – и вот занятие-фейерверк: строим
из подручных материалов дом для будущего нашего класса (красивый
итоговый продукт) и заодно убеждаемся, как хорошо мы уже умеем
договариваться.
Интересно проходят квесты, но тут важно эффектно подать цель: например,
класс не просто проходит путь по карте и выполняет задания, а
«отвоевывает символ» следующего класса. Это может быть реальная семерка
или пятерка, из любого материала, где-то спрятанная, может быть
выложена где-то из чего-то, даже из свечей (свечек столько, сколько
детей в классе), и тогда она может реально гореть – но ее надо
обнаружить, а предварительно столько всего «пройти», обсудить,
исполнить!
И мы никогда не проведем бездарно время последнего мероприятия, если на
самом деле заинтересованы в том, чтобы дать детям возможность показать,
как они выросли, чему научились.