Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2011
Вторая тетрадь
Школьное дело

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД


Кожурина Людмила

На класс старше

Часто ли у детей есть возможность показать, как они выросли, чему научились?

Учебный год – большое повествование, и в конце хорошо бы поставить точку. Завершить красиво, дружно, интересно.
Конечно, итоговое мероприятие года по духу всегда совпадает с атмосферой учебы в течение года, что-то вроде теста: есть ли жизнь на Марсе?
– Хотеть-то дети много чего хотят, – рассказывает завуч школы, – но романтика, знаете ли, запрещена законом: в поход нельзя, пожароопасность; выезды за пределы города нежелательны, рисков здоровью очень много; игра на местности тоже чревата травмами. Так что мы провели традиционный турслет с эстафетой и награждением класса-победителя экскурсией в музей. Этого достаточно. Считаю, наши дети в школе получили столько внимания, заботы и развлечений, что можно только порадоваться.
Так ли? Окружили их вниманием, заботой и развлечениями – и сами себе не нарадуемся. Но не оттого ли – в том числе – у нас горят леса, дороги опасны, медицина ненадежна, что дети в качестве будущих взрослых в задачах воспитания не просматриваются?
Они полностью лишены среды взросления: всё нельзя, никуда нельзя. Нет у них ни права на поступок, ни возможности получения неудачного опыта, ни навыков самостоятельного принятия решений, ни готовности нести ответственность. Главное, все по закону! И вот они созрели, но так и не повзрослели, и уже на работе, в дороге, на отдыхе, уже и с детьми, а сами как дети.
Но вернемся к теме завершения учебного года. Если верить рассказам учителей, она ведь может звучать и в ином ключе.
Все понятно, если класс специализированный – тогда проводится что-то вроде итогового концерта, спектакля, интеллектуального турнира или спортивных игр.
Понятно, что делать, если у учителя была определенная педагогическая задача в своем классе и он ее решал вместе с детьми в течение года. Например, учились работать в команде – и вот занятие-фейерверк: строим из подручных материалов дом для будущего нашего класса (красивый итоговый продукт) и заодно убеждаемся, как хорошо мы уже умеем договариваться.
Интересно проходят квесты, но тут важно эффектно подать цель: например, класс не просто проходит путь по карте и выполняет задания, а «отвоевывает символ» следующего класса. Это может быть реальная семерка или пятерка, из любого материала, где-то спрятанная, может быть выложена где-то из чего-то, даже из свечей (свечек столько, сколько детей в классе), и тогда она может реально гореть – но ее надо обнаружить, а предварительно столько всего «пройти», обсудить, исполнить!
И мы никогда не проведем бездарно время последнего мероприятия, если на самом деле заинтересованы в том, чтобы дать детям возможность показать, как они выросли, чему научились.