«Переживание за школу нас объединяет»
Учитель и ученик. Встреча на страницах газеты
Лето! Помимо многих плюсов для нас, редакции «ПС», оно
отмечено и таким: нам больше пишут.Учителя наконец-то находят больше
времени нас читать. И сообщать: «Работая в пришкольном лагере, мы
открыли для себя вашу газету»… «Ушла в отпуск и взялась за последние
номера»... «Сижу дежурю в коридоре и читаю».И даже писать большие
письма. Одно из них перед вами, оно пришло в ответ на публикацию письма
Левона Бабаяна, ученика 11 класса в «ПС» № 10. Оригинал письма учителя
передан адресату. Адресат не возражает, если и это письмо будет
открытым.
Дорогой Левон! Прочла твое письмо и хочу сказать тебе: большое
спасибо! Может быть, и меня сочтут недалекой и наивной, но я
представила, что ты сейчас у меня дома и мы с тобой разговариваем, и
совсем не важно, что ты ученик, а я учитель. Общее переживание за школу
нас объединяет.
…История с порванным рисунком меня поразила, хотя я давно заметила, что
ребята не любят вспоминать свои годы в начальной школе или вспоминают
негативные случаи. А в учительской учителя из начальной школы всегда
обаятельны, улыбчивы, сердечны. В чем же дело?
Думаю, в понимании профессионализма. Когда я только начинала работать в
школе, мне напрямую говорили, что я напрасно общаюсь с учениками вне
уроков, что я никогда не буду иметь авторитет серьезного учителя, что я
разлагаю дисциплину и подрываю авторитет других учителей… Диктаторский
крик, доносящийся из класса, не уходит из школы.
И вот какой парадокс. Каждый год на последнем уроке года я во всех
классах, где работала, задавала один и тот же вопрос: что понравилось и
что нет на моих уроках? Много чего писали, но во все годы повторялось
это: «Надо быть не такой доброй, а строгой и даже злой», «Надо выгонять
и ставить двойки тем, кто не хочет учиться». И каждый год я спрашивала:
зачем? Неужели учитель с перекошенным от злости лицом вам нравится?
Оказывается, да, есть много детей, которые нуждаются в окрике, двойке,
той самой палке, при которой они и начинают учиться. Но ты совершенно
прав: тогда это бессмысленно проведенное в школе время.
Откуда же такая потребность в ощущении сильного над собой? У некоторых
это из семьи, а у большинства из начальной школы. Ученик при переходе в
среднюю школу из начальной к самостоятельности и демократизации
отношений не готов. А в старшей уже и не хочет собственной
ответственности. Вот и ты пишешь, что тебя заставляла мама читать,
учителя «заставляли знать базу», а где ты сам?
…В детстве мы ездили с папой-военным по гарнизонам, я сменила девять
школ за десять лет, и если бы я ждала, когда мне встретится взрослый,
который будет учить меня учиться, я бы не научилась ничему. Я даже не
помню своих учителей. Порой подолгу не ходила в школу, потому что школы
рядом не было, а потом сдавала экстерном. Много читала, дома и в
библиотеках, компьютеров ведь тогда не было. Привычка самостоятельно
добывать знания здорово помогла мне. А на дороге жизни мне встречались
интересные люди, они не были учителями, но я училась у них многому! Так
что не переживай, не все потеряно! Конечно, жаль, что жаждущая старшего
друга душа твоя не встретила его в юном возрасте, но, может быть, и ты
не рвался навстречу?
…И еще про учителей. Часто они боятся чего-то не успеть, недоделать,
недоучить, недотребовать, а главное – боятся человеческой открытости.
Хотя никакого интересного урока не получится, если его будет проводить
учитель с закрытым сердцем.
Я не боялась – и многое успела. Почему не боялась? Не только потому,
что «ниже учителя не сошлют, выше учителя не подняться», нет. Мне
знакомо счастье внутренней свободы.
Не боюсь чего-то не успеть сделать на уроке – о самом важном все равно
успеем поговорить. Не боюсь окунуться в свое детство и поделиться
переживаниями с учениками, не боюсь, что упадет мой авторитет, даже не
думаю, есть ли он у меня вообще. Не боюсь, когда дети говорят «не по
теме» или я вынуждена признаться, что не знаю ответа на их вопрос. Даже
когда некоторые родители говорят, что такие учителя, как я, не нужны
школе, – не боюсь. Это они не правы, когда требуют только учить и
никаких посторонних разговоров. Потом сами же приходят ко мне просить
помощи в минуту конфликта с ребенком. Не боюсь ЕГЭ, администрации,
начальников… я бы на месте вузовских преподавателей педагогики и
психологии крутила студентам фильм Марка Захарова «Убить Дракона». Не
буду распространяться почему, посмотри сам!
…И знаешь, Левон, мне тоже всегда хотелось приходить в школу утром и
радоваться встрече с моими учениками. Поэтому я приходила и радовалась!
И мне тоже хотелось, чтобы все ребята, которые учились в нашей школе,
вспоминали ее с теплом и благодарностью, хотя и я встречала много обид
на учителей, на школу. Только ведь учителям тоже нужна поддержка.
Интерес учеников к ним как к людям, а не только как к учителям. Поэтому
мы в школьном пресс-центре всегда берем у них интервью, чтобы открыть
их с другой стороны – кто из учителей как лето провел, например, чем
увлекается, как живет вне школы. Эти материалы всегда самые лучшие.
Помимо того, мне хотелось бы надеяться, что когда-нибудь власть,
многочисленные в нашей стране «министерства образования» поймут, что
школа существует не для чиновников. Не только учитель, как ты, Левон,
пишешь, но и школа существует для детей. Школа должна развиваться в
сторону поддержки детей, а не в сторону обслуживания запросов
начальников всех уровней. Школа не может и не должна идти в ногу с
приказами свыше, иначе она погибнет сама и погубит детей.
Уже сегодня так тяжело читать горькие переживания за школу наших
учеников!
А тебе, Левон, еще раз спасибо за письмо. Желаю, чтобы ты выбрал для
себя занятие по душе, только тогда ты не будешь жалеть о том, что
многого не успел или зря потратил время жизни.
И еще: если ты сомневаешься, что я существую на самом деле, можешь
позвонить мне на домашний телефон и приехать в гости. (В оригинальном
письме адрес и телефон прилагаются. – Ред.)
Юлия ЗАЙЦЕВА, школа № 16, г. Балашиха