«Вилька», «сол» и ЕГЭ
Идут экзамены. И вот какую весточку мы получили от
преподавателя вуза, задействованного на ЕГЭ: «Что касается организации,
чувствуется: острастку дали. Все боятся, нервничают, ловят друг друга
на промахах, покрикивают: нет! ни в коем случае! никак нельзя! Однако
порядка не прибавилось. До анекдота: программа компьютерной регистрации
проверяющих сбоит, и люди расписываются друг за друга, иначе не войдешь
и не выйдешь. Главное, говорить об этом начальнику нельзя, и в конце
концов нашелся человек, который ставил подписи какие надо и куда надо.
Начальство все поменяли, но как не умели четко, слаженно, вовремя
начать экзамен, раздать, объяснить – так и не научились. А мамы, они же
работники управления образования, как толпились вокруг своих чад,
сдающих экзамен, так и толпятся. Это, видимо, неистребимо.
И так было: приходишь проверять, у тебя именной стол, садишься. «А на
вас нет работ». – «Можно уезжать?» – «Нет, ждите». Через полчаса: «На
вас работы в другом корпусе, идите и проверяйте». В другом корпусе
говорят: «На вас нет работ». – «Можно уезжать?» – «Ждите». И еще через
час: «Вы оттуда очень быстро уехали, они нашли работы на вас».
Таков стиль всей кампании: народу набрали много, неразбериха
невероятная.
В сравнении с этим недочеты в работах детей кажутся невинными
шалостями. Ну и что – тексты почти одинаковые, мысли одни и те же,
большинство пишут ровно 150 слов (это минимум, я ради интереса
посчитала: ровно). И что значит – «проблему не нашел», все нашли: о
справедливости – да; совесть надо иметь – да; не красоваться зря – да.
Ну, «яблоки на некоторых деревьях вишневого сада» – не очень,
соглашусь. Но ведь каждый хотел что-то передать. Да, слов не хватает
сильно. И умения их писать, соединять. Так ведь это теперь и не важно.
Теперь за 5 орфографических и 5 пунктуационных ошибок (150 слов)
ребенок получает один балл! Находятся несчастные, которые пишут
«вилька» и «сол» (вилка и соль), но и они не в пролете, просто за
грамотность им ничего не перепадает, зато они проблему определяют,
аргументы находят.
Право дело, а бывает, и ошибок нет, и по другим критериям хорошо – и
высший балл работе, а она ни о чем, совершенно пустая. Вот где оторопь
берет – дьявольщина какая-то, и ведь освоили!
С другой стороны, не зря ввели этический критерий: находятся смельчаки,
которые высказываются настолько не по теме, что даже матом или на
сленге. Редко, но все же: две работы из пятидесяти мне попались. Им-то
и полагается ноль. Невменяемым.
А кто вменяем – он пусть и буквы переставляет, и предложений не
заканчивает, и путает фамилии писателей и персонажей – балл ему, ведь
что-то же шевелится в голове у того, кто пишет: «Чичиков долго думал,
тварь ли он дрожащая, или все-таки убить ему эту Коробочку».
Тогда как по прежним нормам оценки письменных работ я бы оценила
положительно лишь две из пятидесяти проверенных: дети владеют родным
языком и способны выражать на нем свои мысли…»