Один на один с веком
Историческая топография судеб в исследованиях современных старшеклассников
В начале мая в Москве состоялась церемония награждения
победителей XII Всероссийского школьного конкурса «Человек в истории.
Россия – XX век»,который проводит Международное
историко-просветительское, благотворительное и правозащитноеобщество
«Мемориал». Из нескольких тысяч работ жюри отобрало 27,
составивших сборник
«Пути следования. Российские школьники о миграциях, эвакуациях и
депортациях ХХ века»*.Авторы работ – ученики старших классов из
деревень, сел, малых и крупных городов. Они одновременно и
исследователи, и родственники, земляки тех, о ком пишут. Благодаря этой
пространственной и кровной близости в исследованиях открывается то, что
не скажут, не покажут стороннему человеку, о чем молчат, не желая
вспоминать. И из прямой речи дедов и прадедов, бабушек и прабабушек
составляется многоголосое исповедальное полотно. А серьезность, с
которой авторы делают свою работу, обещает книге долгий век и
благодарных читателей.
«Пути следования» – пути исследования; игра слов напрашивается сама
собой; но за таким научным, методологическим ходом встает сюжет более
значительный. Российская история ХХ века такова, что ее динамическая
топография – маршруты ссылок, депортаций, вынужденных миграций,
эвакуаций, военные дороги – существует и в пространстве метафоры; «в
поле бес нас водит, видно, да кружит по сторонам».
Эшелоны, теплушки, вокзалы, пунктиры маршрутов двояки: это и
действительные пункты движения, пребывания, и косвенный слепок
исторической реальности в смысле ее движущих сил, как осознанных, так и
стихийных; наблюдение за «путями следования» позволяет увидеть тонкий
многослойный рисунок: страна попыталась совершить глобальное движение в
истории, завершить ее построением социализма, и этот шаг (удавшийся или
нет, второстепенно), стронул, привел в движение, в подвижное состояние
людей, их сознание, культуру, быт, политику, все составляющие жизни
личности и общества.
Ведь не только воля государства отправляла людей куда-то – становящееся
государство само находилось во власти исторической динамики (отчасти им
спровоцированной), которую оно старалось оседлать, отсюда – весь
временной дискурс 20-х и 30-х годов, попытки догнать время (пятилетка в
четыре года), «срезать», как «срезают» изгиб дороги, путь развития,
совмещая модернизационный пафос передового учения и крепостнические
средства принуждения, противоречащие друг другу.
Разноплановые, разнохарактерные явления, которые порождались
одновременно и государственными задачами, и процессами, обусловленными
культурой, предшествующей историей, – индустриализция, переход от
аграрного общества к городскому и пр., – накладывались друг на друга,
лишь частично поддаваясь управлению.
Состояние разрухи, диагностированное Булгаковым, длилось, менялись
только формы его проявления, и страна жила в чересполосице скрытых и
явных противоречий исторического свойства. Можно сказать, что в стране
продолжались сразу несколько латентных гражданских войн: ценности
интернационализма и начинающиеся преследования по национальному
признаку, декларация «власти Советов» и курс на авторитаризм,
стремление деревни, получив землю, жить традиционным укладом, и
коллективизация, «право народов на самоопределение» и зарождающаяся
советская имперскость, делающая большевиков наследниками Романовых,
многое другое – все спорило, все «билось» друг с другом.
«Люди оказались выброшены из своих биографий, как шары из бильярдных
луз», – писал Мандельштам. То есть, оказывается, биографию создает не
просто последовательность житейских событий, а сопоставленность этой
последовательности с чем-то большим, создающим некие
событийно-временные вешки, знаки и язык написания биографии.
В этом залоге у человека конца XIX века могла быть биография, а у
человека 20-х и 30-х годов ХХ века – одна «голая» судьба без биографии;
биография есть движение человеческой жизни относительно культуры и
истории, движущихся (в образном смысле) с меньшей скоростью, а когда
история как бы сходит с ума и значительно ускоряется, человек остается
без защиты биографии, те силы, что прежде были смягчены, опосредованы
устойчивостью быта, культуры, государственности, начинают
воздействовать на него непосредственно; и снова вспоминается динамика,
эмоциональный заряд пушкинского стихотворения: «Кто они? Куда их
гонят?».
«Пути следования» – силовые линии неразрешимых противоречий
большевизма, большевизма как некого ответа на вопрос о том, какой быть
России, как справиться с ее глобальными проблемами. Эти пути во многом,
но не полностью продиктованы именно спецификой советской власти;
некоторые имеют гораздо более давнюю «традицию».
Однако нас, если иметь в виду название конкурса – «Человек в истории.
Россия – ХХ век», – будет больше интересовать, что же происходит с тем
самым человеком «без биографии»; как большие «пути следования»,
обусловленные эпохой, подчиняют себе малые пути жизней, выхолащивая
содержание этих жизней, сводя его – в пределе – к подневольному
перемещению из точки А в точку Б; как возникают поколения, являющиеся
таковыми лишь в календарном, а не в социокультурном плане.
Поколение в полном смысле слова – как активная сила – рождается в
тождестве общественно-политических идей при различии, максимальной
дифференциации частных существований, достаточно свободных от быта и
формирующих разностороннее, «богатое» поле интересов, преломляющихся в
идеях, служащих для них, условно говоря, питательной средой.
Если смотреть под таким углом, «поколенческая» история России носит
сословный характер; к примеру, для дворянства отсчет поколений можно
вести с гораздо более ранней точки, чем для крестьянства, хотя
крестьянство «старше» дворянства.
СССР же – вообще «могила поколений»; в 20-е и 30-е годы было слишком
много линий разобщения между людьми, военное поколение так и не
дооформилось, потому что в нем, как навечно зачисленных в списки части,
было больше погибших, чем живых; и только «шестидесятники» –
не случайно именно такое название-самоназвание – стали, по сути, первым
советским поколением.
Поэтому наш не сказать герой – спутник, водитель – просто человек; тот
самый «человек в истории», оставшийся один на один с большими событиями
века.
Вот что пишет (цитируем сборник) в 1924 году учительница из «бывших»,
дочь морского офицера, никак не могущая «встроиться» в новую жизнь,
найти работу, жилье (добавим, что и новая жизнь никак не может найти
себя – только что открытые учреждения закрываются, инструкция сменяет
инструкцию и пр.):
«Претерпела тут ряд хождений по мукам, но теперь стало как
будто немного легче жить. Хорошо уже то, что мы переселились в свою
комнату, если можно только назвать комнатой то помещение, которое мы
занимаем… Это часть класса, отгороженная стеклянной перегородкой. Она
достаточно просторна для нас, но имеет тот недостаток, что нам с сыном
приходится оттуда уходить в 8 часов утра из опасения, что сын может
нарушить тишину и спокойствие во время классных занятий. После 12 мы
имеем право возвращаться».
А вот цитата из книги того же времени, из «Замка» Кафки, написанного в
1921– 1922 годах. «…В таком случае, – сказал учитель, – мне остается
только изложить вам ваши служебные обязанности. <…> За
это вы получаете право жить в одном из классов, по вашему выбору, но,
конечно, когда уроки идут не в обоих классах одновременно, и если вы
находитесь в том классе, где начинаются занятия, вы должны тотчас же
переселяться в другой класс».
Это не просто сюжетное совпадение; ситуационная калька; герой Кафки как
раз и пытается «прочесть» реальность Деревни и Замка, найти
пространственную точку, совпадающую с точкой понимания, из которой хотя
бы ограниченно можно было уяснить законы устройства окружающего
вывернутого мира; но каждый шаг лишь усугубляет сложность понимания,
заставляет странствовать в замкнутом – невольный каламбур –
пространстве, постепенно разуверяясь даже в себе самом.
И этот беженский, сиротский ночлег в школьном классе – он лишь символ
абсолютной смешанности значений, гонимой жизни, невозможности
остановиться, найти себя, «черт-знает-куда-посланности», как писал в
военном дневнике Юрий Нагибин, под знаком которой для множества людей
прошла первая половина ХХ века.
* Пути следования. Российские школьники о миграциях,
депортациях и
эвакуациях ХХ века.
М.: Мемориал; Новое издательство, 2011